Рост через инновации

View this page in: English

PwС провела исследование, чтобы оценить выгоду от внедрения инноваций и определить подходы и методы, которые позволяют получить такую выгоду. Мы опросили свыше 1 700 руководителей на уровне правления компаний в более чем 25 странах мира и 30 секторах экономики, чтобы узнать их мнение относительно роли инноваций в их компаниях и выяснить, какие изменения они предвидят в течение ближайших пяти лет. Мы также проанализировали различия во взглядах руководителей российских компаний и их коллег из развитых европейских и развивающихся стран.

За счёт комплексного подхода к внедрению инноваций по всем направлениям своей деятельности передовые инновационные компании мира в течение предстоящих пяти лет рассчитывают обеспечить прирост более чем на 60% и увеличить общую выручку на сумму свыше 250 млрд долларов США.

Что же инновационные лидеры делают иначе?

Начни свой путь с Дорожной карты инновационного роста

Контакты

Александр Ординарцев

Александр Ординарцев

Партнер, Руководитель Центра технологий и инноваций PwC
Тел: +7 (495) 287-1137

Евгений Орловский

Евгений Орловский

Директор, Руководитель практики инновационной стратегии и операционной модели инноваций
Тел: +7 (495) 223-5070

1 2 3 4 5

Об отчёте

Для нашего исследования – самое масштабное и наиболее полное исследование подобного рода, направленное на изучение инноваций с глобальной, многоотраслевой точки зрения – мы провели интервью с 1757 руководителями высшего уровня, отвечающих за инновационную деятельность в своих компаниях, из более чем 20 стран и 30 секторов.

1,750+руководителей
25+стран
30+секторов

Методология

В целях нашего анализа из 1757 компаний, с руководителями которых были проведены интервью, мы отобрали 20% наиболее инновационных компаний (359 компаний) и 20% наименее инновационных компаний (395 компаний) с тем, чтобы сравнить и сопоставить их соответствующие характеристики и опыт ведения деятельности. Эти компании были выявлены на основании сбалансированной системы показателей, которые оценивались по ответам руководителей этих компаний на вопросы из шести разделов нашего исследования:

  • насколько важна инновационная деятельность в компании интервьюируемого;
  • каков уровень интереса к инновациям (по шкале оценки от категории «медлительный новатор» до категории «новатор-первопроходец»);
  • доля доходов в общей сумме годовой выручки, полученная за счет основной продукции или услуг, запущенных в предыдущем году;
  • доля доходов в общей сумме годовой выручки, потраченная на инновационные разработки;
  • доля продукции и услуг, которые были разработаны совместно с внешними партнерами;
  • прогнозные темпы роста выручки в ближайшие пять лет.

В каждой из шести категорий компании были оценены по пятибалльной шкале.

Наиболее инновационные компании (первые 20% компаний) получили в общем 23 балла и более из 30 возможных, тогда как наименее инновационные компании (последние 20% компаний) получили в общем от 7 до 15 баллов из 30 возможных.

Основные выводы

Четкая взаимосвязь между инновациями и ростом

Руководители компаний, принявших участие в нашем опросе, рассчитывают, что в ближайшие пять лет их бизнес вырастет в среднем на 35,4%. По мнению 93% опрошенных нами руководителей высшего звена, бóльшая часть этого роста будет достигнута именно за счет инноваций. При этом только 2% компаний прогнозируют, что их рост не будет носить органического характера и будет обеспечен за счет слияний и поглощений. Инновации становятся все более необходимым условием развития бизнеса и обеспечения его конкурентоспособности,  а инновационные компании-лидеры получают все больше преимуществ над своими конкурентами, показывая более высокую динамику развития и качество роста. Так, показатели роста наиболее инновационных компаний, принявших участие в нашем исследовании, за последние 3 года превысили показатели наименее инновационных организаций на 16%.

Руководители наиболее инновационных компаний уверены в том, что темпы роста их бизнеса возрастут еще больше и превысят в два раза среднемировой уровень и более чем втрое – темпы роста наименее инновационных компаний. Для средней компании в рамках данного исследования это означает, что ее выручка превысит выручку ее менее инновационных конкурентов примерно на 0,5 млрд долларов США. Компаниям, не проявляющим заметного интереса к инновациям, следует уже сегодня решить, готовы ли они добровольно отказаться от дополнительной выручки, и подумать о том, как эти потери скажутся на стоимости их акций и на доходах акционеров.

Инновации помогают трансформировать бизнес

Компании – лидеры в области инновационного развития применяют к внедрению инноваций комплексный подход, рассматривая управление инновациями как одну из ключевых функций бизнеса.

  • 79% наиболее инновационных компаний в мире, принявших участие в нашем исследовании, руководствуются четко сформулированной инновационной стратегией, в то время как среди наименее инновационных компаний такая стратегия имеется лишь у 47% организаций.
  • Ведущие инновационные компании рассматривают инновации как отдельный самостоятельный бизнес-процесс, который можно эффективно структурировать и внедрить, и которым необходимо системно управлять. Лишь пятая часть из наиболее инновационных компаний управляют инновациями в отсутствие четко прописанного формализованного процесса; среди наименее инновационных компаний таких – одна треть.
  • Ведущие инновационные компании нацелены на увеличение доли прорывных и революционных инноваций, фокусируясь на инновациях не только в технологиях и продуктах, но также в обслуживании клиентов, процессах и бизнес-моделях. В некоторых областях эта доля примерно вдвое превышает показатели наименее инновационных компаний.
  • Компании-лидеры как в России, так и по всему миру планируют использовать широкий диапазон инструментов для развития инноваций. Так, инновационные компании в два раза чаще, чем все опрошенные компании, рассматривают возможность создания и финансирования новых венчурных предприятий, которые смогут обеспечить им дальнейший рост бизнеса.
  • Наиболее инновационные компании открыты для сотрудничества. В отличие от своих менее инновационных конкурентов, компании-лидеры в три раза чаще  взаимодействуют  с партнерами для   создания новых продуктов и услуг, а также рассматривают своих клиентов в качестве важного источника инновационных идей.

Российские компании видят всё большую ценность в инновациях как в источнике роста и увеличения прибыльности бизнеса. Более того, действия органов власти в России, направленные на продвижение инноваций в российской экономике, также способствуют признанию важной роли инноваций среди как государственных, так и частных компаний. В то же время у российских компаний есть целый ряд возможностей для повышения эффективности управления инновациями.

93%

93% руководителей компаний отмечают, что большая доля прироста доходной базы будет обусловлена внутренним ростом, достигаемым за счет инноваций.

  • Только 8% российских компаний считают себя лидерами в области создания и внедрения инноваций. Для сравнения: в других странах БРИК число таких компаний составляет 22%. Такой разрыв существует несмотря на то, что российские компании все чаще осуществляют серьезные инвестиции в инновации. Это говорит о существенном  потенциале повышения эффективности управления инновациями в российском бизнесе.
  • Разработка действенных инновационных стратегий по-прежнему остается задачей первостепенной важности: только 17% руководителей опрошенных российских компаний уверенно подтверждают наличие в их компаниях эффективных инновационных стратегий. В быстроразвивающихся странах доля таких компаний составляет 30%, в Европе – 21%.
  • Наиболее сложной задачей в области инновационного развития 40% руководителей российских компании называют формирование эффективной операционной модели управления инновациями, которая позволяет на практике внедрить разработанную ранее инновационную стратегию. В результате почти 60% компаний испытывают трудности с быстрой коммерциализацией инноваций и эффективным выводом новых продуктов на рынок.
  • Управление инновациями все чаще рассматривается руководителями российских компаний как важная и самостоятельная функция бизнеса. В то же время только 27% респондентов указывают на формализацию инновационного бизнес-процесса в своих компаниях. В быстроразвивающихся странах это показатель составляет 39%.
  • Российские компании предпочитают фокусироваться на улучшающих инновациях и достаточно осторожно инвестируют в прорывные инновации; для сравнения: наиболее инновационные компании мира инвестируют в прорывные и революционные инновации почти в два раза больше в сравнении с их менее инновационными конкурентами.
  • Все большее число российских компаний используют партнерства, в том числе с иностранными компаниями, для решения задач инновационного развития и получения доступа к технологиям. В то же время российские компании недостаточно активно вовлекают потребителей в разработку и внедрение инновационных решений в сравнении с компаниями в других странах БРИК или Европы.
  • Наконец, приоритетом для многих руководителей остается формирование  инновационной культуры в компании, а также привлечение и удержание высококвалифицированных сотрудников для участия в процессе создания инноваций. На это указывают 55% опрошенных руководителей компаний в России, хотя в остальных странах БРИК этот показатель еще выше – 64%.

Вызов, брошенный конкурентами

Руководителям бизнеса сегодня необходимо понять, что в их отрасли и повсюду в мире уже работают новаторы-первопроходцы. И если вы не оказались в их числе, тогда будьте готовы либо ответить на вызов, брошенный конкурентами, либо оставить надежду на успех. Инновации – не преференция определенного круга отраслей или стран. Любой бизнес может извлечь немало пользы из опыта инновационных компаний, адаптировав его к особенностям своего рынка. Наше исследование – ваш гид в мир инноваций и новых рыночных возможностей.

 

Скачать

 
232KB
Краткий обзор с основными выводами исследования и дорожной картой
 
1,31MB
Узнайте все факты и детали нашего исследования в области инноваций. Вы также можете ознакомиться с глобальной версией отчёта.