Обучение

Видео-тренинг "Talking to clients"

Видео-тренинг "Public speaking"

Особенности консультационных проектов. Статья Светланы Кругловой, директора отдела по работе с талантами PwC

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.  

Михаил Васильевич Ломоносов

 

Как стать настоящим профессионалом своего дела и разрабатывать  стратегии для крупнейших российских и международных компаний?

Развитие любого навыка, как известно, проходит по формуле 70%-20%-10%. 10% приходится на обучение и  чтение профессиональной литературы, 20% - на коучинг и наблюдение за ролевыми моделями, а 70% - на практику. Работа в консалтинге позволяет приобрести навыки аналитического мышления, выработки креативных решений, управления проектами и эффективной коммуникации.  Консультант работает в условиях ограниченного времени, решает сложные вопросы, которые клиент не может решить своими силами, и, поскольку проекты требуют вовлечения большого количества участников как изнутри, так и извне, учится строить отношения с разными людьми. Несомненными плюсами такого опыта являются быстрая интеллектуальная капитализация, широкий круг знакомств и связей, а также строчка в резюме, которая является синонимом высокого профессионального качества.

Люди идут в консалтинг за опытом и за карьерой. Всем известна классическая пирамида в консалтинге. С небольшими вариациями это стажер, консультант, старший консультант, менеджер, старший менеджер, директор и партнер. Любой проект предполагает вовлечение сотрудников всех уровней. Сотрудники, находящиеся на начальном уровне пирамиды, осуществляют сбор и анализ информации, сотрудники среднего уровня отвечают за разработку и написание рекомендаций, менеджеры поддерживают отношения с клиентами и выявляют их запросы, а директора и партнеры несут ответственность за стратегию, продажи и развитие новых продуктов и услуг. Всегда ли эта пирамида имеет одинаковую форму?

Тем, кто интересуется консалтингом, должны прочитать книги Дэвида Майстера. Одной из его интересных и практичных книг является «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги».  По мнению Майстера, большинство проектов, которые выполняются такими фирмами,  можно условно разделить на три типа: «Мозги» или «Наймите нас, потому что мы самые умные», «Седина» или «Наймите нас, потому что у нас есть опыт» и «Процедуры» или «Наймите нас, потому что сделаем это эффективно».

Проекты первого типа («Мозги») отличаются исключительной сложностью, уникальностью и предполагают разработку новых способов, подходов, концепций. Проекты второго типа («Седина») требуют знаний и опыта в решении определенных проблем. Проекты третьего типа («Процедуры»)  направлены на осуществление известных процедур наиболее профессиональным и эффективным способом.

Какова роль молодого консультанта в каждом проекте? Проекты типа «Мозги» в силу своей специфики требуют привлечения наиболее квалифицированных специалистов самого высокого уровня. Соответственно, возможности для усиления рычага (поддержка младшими старших) тут являются ограниченными. Так как проекты типа «Седина» имеют дело с известными проблемами, то некоторые задачи могут быть заранее точно определены и делегированы. Таким образом, появляется возможность занять больше младших сотрудников для выполнения этих заданий. «Процедурные» проекты обычно предполагают большее использование младшего персонала, поскольку  проблемы, решаемые в  ходе таких проектов, и шаги, необходимые для выполнения анализа, диагностики и получения результата, обычно хорошо проработаны и могут быть легко делегированы.

Проекты по разработке стратегий, как правило, относятся к первому типу. При этом неправильно думать, что проекты «Мозги» делают только специалисты отдела бизнес-консультирования, налоги продают свой опыт («Седина»)  а аудит занимается «Процедурами». В каждом отделе есть проекты абсолютно уникальные, и есть проекты, которые делаются по отработанной схеме. Чаще всего клиенты обращаются к профессионалам с проектами типа «Седина», и первый вопрос, который они задают: «Кому еще вы делали похожие проекты?» В последнее время в связи интересом к развитию общих центров обслуживания растет спрос на проекты типа «Процедуры». Проекты «Мозги» по разработке и внедрению новых стратегий также являются востребованными в современных условиях.

Все типы проектов являются ценным, потому что помогают клиентам эффективно решать свои проблемы.  И все же я понимаю тех, кто хочет принимать участие именно в уникальных проектах типа «Мозги». Откуда берутся высококлассные специалисты, которые могут предложить лучшие решения для самых передовых компаний?  Ответ такой –  это те люди, которые, участвуя в проектах типа «Седина» и «Процедуры», по максимуму развили навыки аналитического мышления и творческий потенциал, научились великолепно разбираться в финансовой информации и индустриальной специфике, которые  говорят на языке клиента,  понимают его с полуслова и разбираются в бизнесе лучше его самого.  Новые идеи, уникальные креативные решения, «инсайт» приходят не сами по себе и не из учебников,  а как результат предыдущего накопления интеллектуального и практического опыта.