МСФО в России сегодня

View this page in: English

Процесс принятия МСФО на территории Российской Федерации завершен.

5 декабря 2011 года подписан Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 N 22501).
9 декабря 2011 года текст приказа был опубликован в Российской газете и в журнале «Бухгалтерский учет». И тем самым вступил в силу.

Таким образом, согласно закону №208-фз «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 2012 год должны представлять все:

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

При этом датой перехода на МСФО является 1 января 2011 года, а отчетность должна быть представлена не позднее 30 апреля 2013 года и опубликована не позднее 31 мая 2013 года. Годовая консолидированная отчетность по МСФО подлежит обязательному аудиту.

Это Важно

Датой перехода на МСФО является 1 января 2011 года, а отчетность должна быть представлена не позднее 30 апреля 2013 года и опубликована не позднее 31 мая 2013 года. Годовая консолидированная отчетность по МСФО подлежит обязательному аудиту.

Существуют ли исключения по представлению консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2012 год?

Исключение составляют следующие организации:

  • ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно-признанным правилам. Мы полагаем, что единственными международно-признанными правилами, кроме МСФО, являются ОПБУ США;
  • облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Данные организации должны подготовить консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности за 2015 год. Для обеспечения высокого качества подготовки отчетности по МСФО мы советуем таким организациям уже сейчас начинать готовиться к процессу перехода, то есть как минимум создать рабочую группу по переходу на МСФО, выработать стратегию перехода и детальный план, определить учетную политику и наиболее значимые оценки и суждения руководства, а также проработать и согласовать наиболее сложные методологические моменты.

Если у компании нет дочерних обществ, обязана ли она представлять отчетность по МСФО?

Поскольку понятия «дочерняя организация» в российском законодательстве и «дочернее предприятие» в МСФО  не тождественны, может возникнуть такая ситуация, что организация может не иметь дочерних организаций по российскому законодательству, но иметь дочерние предприятия в соответствии с МСФО.

Мы полагаем, что если у компании нет дочерних обществ, то она все равно должна составлять финансовую отчетность по МСФО. Ожидается, что регулятором будут выпущены дополнительные разъяснения. 

Если организация ранее не составляла консолидированную  отчетность по МСФО, может ли она представлять консолидированную отчетность своей материнской компании?

Закон 208-ФЗ распространяется на отчетность эмитентов ценных бумаг, не затрагивая их материнские компании, компании, гарантирующие выпуск ценных бумаг данных эмитентов и иные компании, отчетность которых может быть интересна инвесторам в ценные бумаги данных эмитентов. Таким образом, сама компания, если она имеет дочерние общества, обязана подготавливать и представлять собственную консолидированную отчетность по МСФО.

Означает ли требование об обязательном аудите, что аудитором российской и международной отчетности должна быть одна и та же организация?

Статья 5 закона 208-ФЗ определяет необходимость проведения аудита годовой консолидированной отчетности по МСФО.  Данное требование не означает, что у акционерного общества может быть только один аудитор для российских стандартов и МСФО, утвержденный на общем собрании акционеров.

Вопрос о необходимости внесения изменений в учредительные документы, устанавливающие наличие отдельных компетенций советов директоров и общего собрания акционеров в части  утверждения аудитора для бухгалтерской отчетности и аудитора для консолидированной финансовой отчетности будет рассматриваться регулятором дополнительно.

Должен ли выбор аудитора консолидированной отчетности по МСФО для государственных компаний осуществляться посредством открытого конкурса?

Согласно федеральному закону «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.01 г при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.05 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С введением в действие МСФО на территории России проведение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности по МСФО подпадает под действие закона N 94-ФЗ. Таким образом, выбор аудитора консолидированной отчетности по МСФО для государственных компаний должен осуществляться посредством открытого конкурса.

Многие из вышеуказанных и другие вопросы обсуждались на заседании круглого стола по вопросам внедрения МСФО, которое состоялось  23 ноября 2011 г.  для консолидированной финансовой отчетности российских организаций. Участниками обсуждения круглого стола были: НСФО, Минфин России, ФСФР России и Банк России и представители бухгалтерской и аудиторской профессий. Мы ожидаем, что решения данных вопросов будут опубликованы на сайте НСФО www.nsfo.ru

Какие вопросы возникнут перед Вами?

По мере продвижения вашей компании по пути к МСФО вы столкнетесь с множеством вопросов и проблем, которые нужно решить и включить в проект на ранних этапах. К таким ключевым вопросам могут относиться следующие:

  • правильно ли подобраны специалисты, которые занимаются  этим проектом;
  • насколько грамотно мы осуществляем управление проектом перехода на МСФО;
  • какие новые требования к данным и системам предъявляет МСФО;
  • каким образом мы должны изменить процессы подготовки отчетности для перехода на МСФО и настроить необходимые средства контроля;
  • кто в компании и за ее пределами должен быть экспертом по МСФО и как обеспечить надлежащее обучение этих людей и поддержание их знаний  на определенном уровне?

Мы решаем Ваши задачи

PwC обладает уникальным опытом содействия многим крупнейшим компаниям мира в переходе на МСФО. Мы помогали осуществлять проекты по переходу на МСФО как в России, так и за рубежом, для широкого спектра компаний во всех сферах деятельности. Наш опыт работы, в том числе в рамках государственных программ перехода на МСФО в Германии, Канаде, Бразилии и США в  более чем 12 тыс. компаний, которые уже совершили переход на МСФО, дали нам бесценный опыт, который поможет российским компаниям справиться с трудностями перехода.

Подготовка к переходу на МСФО

  • Проведение комплексной диагностики готовности вашей компании к подготовке отчетности в соответствии с МСФО и ее последующему аудиту, включая определение ключевых вопросов по переходу на МСФО и подготовку рекомендаций по решению выявленных проблемных областей.
  • Разработка детального плана перехода на МСФО для вашей компании
  • Реструктуризация группы для целей подготовки отчетности по МСФО
  • Анализ российских систем учета и сближение учетных принципов по РСБУ и МСФО
  • Постановка функции управленческого учета, основанного на принципах МСФО, и подготовка рекомендаций по дальнейшему переходу на МСФО
  • Обучение специалистов компании теории и практике МСФО

Переход на МСФО

  • Разработка методологической платформы (инструментария, электронных инструментов) для подготовки отчетности в соответствии с МСФО
  • Организация процесса подготовки отчетности в соответствии с МСФО, включающего сбор данных, трансформацию данных по РСБУ в формат МСФО, консолидацию дочерних, совместных и зависимых компаний, подготовку раскрытий необходимой информации в формате и объеме, требуемом для МСФО
  • Подготовка отчетности по МСФО
  • Рекомендации по вопросам совершенствования контрольной среды вашей компании, необходимой для успешного перехода на МСФО
  • Рекомендации по процессам и системным решениям в сфере внедрения МСФО;
  •  Поддержка перехода на самостоятельную подготовку отчетности по МСФО: обучение специалистов компании на фактических данных

Повышение эффективности процесса подготовки отчетности по МСФО

  • Рекомендации по сложным методологическим вопросам МСФО
  • Консультирование по применению новых стандартов и изменений в МСФО
  • Консультирование и помощь в планировании и учете при приобретении компанийРазработка методологии по МСФО для целей автоматизации (трансформации, консолидации, учета в разрезе операций, сложных участков учета, плана счетов по МСФО), включая функциональные требования к системам
  • Проверка качества внедрения методологии интегратором
  • Разработка регламента процесса подготовки отчетности по МСФО
  • Подготовка рекомендаций по ускорению процессов подготовки финансовой отчетности по МСФО («быстрое закрытие»)
  • Обучение специалистов по сложным вопросам МСФО (включая последние изменения в МСФО)