Компании инвестируют в эффективность своих сотрудников: за 2012 год затраты на обучение выросли почти на 30%

View this page in: English

Москва – 12 августа 2013 года – PwC представляет результаты седьмого Ежегодного исследования эффективности системы управления персоналом (PwC Saratoga 2013). Согласно данным исследования, компании всё меньше внимания уделяют перекупке опытных специалистов, смещая приоритеты в сторону развития и удержания собственных сотрудников. Исследование показало, что инвестиции в обучение и развитие персонала выросли почти на 30%.

В рамках исследования PwC Saratoga 2013 были собраны данные 67 компаний по более чем 100 количественным показателям, которые рассчитывались по результатам 2012 финансового года. Компании-участницы осуществляют деятельность на российском рынке в рамках 10 отраслей экономики (финансовые услуги, производство, ТЭК, товары народного потребления, сектор телекоммуникаций и высоких технологий и пр.) Исследование позволяет проследить динамику ключевых показателей в области управления персоналом (HR) по сравнению с предыдущими годами.

По данным исследования, одним из ключевых приоритетов компаний является повышение эффективности работы сотрудников. Отмечается существенный рост инвестиций в обучение и развитие персонала: в этом году они выросли почти на 30% в расчете на одного сотрудника (с 7 200 рублей до 9 900 рублей), а охват обучением продемонстрировал рост с 47% до 64%. При этом работодатели стали отдавать большее предпочтение обучающим программам внешних провайдеров по сравнению с обучением собственными силами.

Рост инвестиций в области обучения и развития отражает долгосрочный подход компаний к управлению человеческим капиталом, и это позитивная тенденция. Компании осознают, что краткосрочные меры – агрессивный рост заработных плат и покупка кандидатов на рынке труда – исчерпывают себя.

Параллельно с инвестициями в талантливых сотрудников, компании продолжают процессы оптимизации численности персонала: по результатам исследования, был отмечен рост коэффициента увольнений по инициативе работодателя (с 3,9% до 5,3% от общей численности персонала организации, без учета влияния увольнений за нарушение трудовой дисциплины). В то же время коэффициент подбора персонала снизился на 3 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом (с 16,2% до 19,4%). В свою очередь, сотрудники менее активно рассматривают возможность смены работодателя – об этом может говорить снижение коэффициента увольнений по инициативе работника (с 16,3% до 12,8%).

Руксандра Стоиан, партнер практики по оказанию консультационных услуг в области управления персоналом, PwC в России, отмечает:

«Мы связываем эту тенденцию с несколькими факторами: прежде всего, наблюдается снижение спроса со стороны работодателей, поскольку компании оптимизируют численность, и это затрудняет поиски нового рабочего места. Кроме того, в условиях роста конкуренции на рынке труда компании начинают активно инвестировать средства в развитие собственных сотрудников, привлекая меньше персонала извне. Ну и наконец, сами сотрудники в условиях сложной рыночной ситуации более осторожно принимают решения о переходе на новую работу».

В процессе оптимизации компании стремятся повышать эффективность в управлении затратами на вознаграждение персонала, уделяя более пристальное внимание не только уровню вовлеченности и мотивации сотрудников, но и показателям отдачи от этих затрат.

При этом, согласно результатам исследования, сам уровень отдачи от затрат в персонал снижается. На каждый рубль, инвестированный в сотрудника в виде вознаграждения, компании получили в среднем 1,92 рубля (в предыдущем году – 2,55 рубля). Это происходит в том числе из-за опережающего роста общих затрат по сравнению с выручкой. В данной ситуации компании сохраняют прежнюю структуру вознаграждений и льгот; в частности, компании продолжают поддерживать культуру вознаграждения за результат (как и в прошлом году, 19% выплат являются переменными, из них 16,3% приходится на вознаграждение за высокую результативность). При этом компании проявляют осторожность в отношении увеличения размера заработной платы (темп прироста составил 7,9% против 10% в предыдущем году).

Руксандра Стоиан, партнер практики по оказанию консультационных услуг в области управления персоналом, PwC в России:

«Сегодня управление человеческим капиталом по-прежнему остается одним из ключевых вызовов для компаний на российском рынке труда. Безусловно, в разных индустриях можно наблюдать определенную специфику в динамике показателей, однако на основании результатов исследования мы отмечаем общий тренд – компании смещают приоритеты в сторону разработки долгосрочных решений. Можно сказать, что компании стали проявлять больше мудрости, точечно оптимизируя затраты, при этом осознавая необходимость долгосрочных инвестиций в развитие собственного персонала».

Информация для редактора:

  1. Данное исследование проведено компанией PwC в России по методологии института Saratoga. Сегодня Saratoga – это лидер в области оценки эффективности человеческого капитала, чьи исследования используются множеством компаний по всему миру на протяжении более чем 30 лет.
  2. Отчет PwC Saratoga 2013, составленный по результатам исследования, включает в себя данные по более чем 60 компаниям, осуществляющим деятельность на российском рынке в рамках 10 отраслей экономики (финансовые услуги, производство, ТЭК, товары народного потребления, сектор телекоммуникаций и высоких технологий и пр.). Численность персонала компаний – участниц опроса составляет более 3000 сотрудников, 58% из которых женщины. Более половины опрошенных попадают в возрастную категорию от 26 до 40 лет. В целях обеспечения преемственности данных, сравнительный анализ проводился только для компаний, которые участвовали в исследовании и в 2012, и в 2013 году (43 компании).
  3. О PwC

    Сеть фирм PwC предоставляет услуги в области аудита и бизнес- консультирования, а также налоговые и юридические услуги компаниям разных отраслей. Более 184 000 человек в 157 странах мира используют свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса. Более подробная информация — на www.pwc.com.

    Под «PwC» понимается сеть PwC и/или одна или несколько фирм, входящих в нее, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Более подробная информация представлена на сайте www.pwc.ru/structure.