Неопределенность в сфере торговли и бизнеса не повлияет на объем инвестиций в странах АТЭС

Посмотреть страницу на: English

Саммит руководителей крупнейших компаний стран АТЭС, 17–19 ноября 2016 г., Лима, Перу

Более половины (53 %) компаний из 21 страны АТЭС и 46 % руководителей российских компаний, принявших участие в опросе PwC, планируют увеличить объем зарубежных инвестиций в следующем году, несмотря на отсутствие твердой уверенности в положительной макроэкономической динамике и разочарование в темпах развития свободной торговли. Российские бизнес-лидеры готовы расширять свою инвестиционную деятельность в России (56 %), Китае (26 %), Австралии (22 %) и Индонезии (22 %).

Большинство руководителей российских компаний (80 %), так же как и бизнес-лидеры из стран АТЭС в целом, отметили, что они уверены в росте доходов своих организаций в течение ближайшего года.

В отчете указаны две инвестиционные тенденции в связи с ожиданиями руководителей компаний относительно будущих факторов роста бизнеса:

  • расширение бизнеса за счет зарубежных целевых инвестиций (42 % в России и 44 % в странах АТЭС);
  • расширение сферы применения технологий внутри бизнеса и за его пределами (40 % в России и 27 % в странах АТЭС).

Бизнес-лидеры стран АТЭС продолжают инвестировать в развитие своих компаний и в экономику региона в целом. Шестьдесят девять процентов инвестиционных средств останутся в экономических системах стран АТЭС. Китай, США, Сингапур и Индонезия имеют все предпосылки для привлечения наибольшего объема капиталовложений. В среднем компании АТЭС инвестируют в семь из 21 экономики АТЭС.

Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC в России, отметил:

"Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион относится к наиболее динамично развивающимся территориям. Намерение участников опроса увеличить объемы прямых иностранных инвестиций является хорошей новостью для стран АТЭС.

Занимаясь зарубежной инвестиционной деятельностью, компаниям часто приходится сталкиваться с новыми требованиями регуляторов. При осуществлении инвестиций бизнес-лидеры ищут сбалансированное решение с учетом влияния различных политических и конъюнктурных факторов. Это позволяет предположить, что международные инвестиции будут все чаще направляться в те страны, где решения регулирующих органов будут способствовать развитию бизнеса".

Почти треть (31 %) всех опрошенных бизнес-лидеров планируют увеличить объем инвестиций в экономику стран, не входящих в АТЭС. В этом году больше руководителей стран АТЭС заявили, что наблюдают динамику развития свободной торговли по сравнению с 2014 годом (22 % в сравнении с 15 % в 2014 г.), однако большинство респондентов (53 %) по-прежнему считают прогресс незначительным.

Вместе с тем в странах АТЭС наблюдается усиление конкуренции. По мнению руководителей компаний, роста конкуренции следует ожидать со стороны транснациональных корпораций в странах с развивающейся экономикой, а также региональных лидеров рынков АТЭС. Наиболее опасными конкурентами по-прежнему считаются транснациональные корпорации в развитых странах.

Орландо Марчеси, старший партнер PwC в Перу, так прокомментировал результаты опроса:

«C учетом геополитической обстановки, сложившейся в этом году, нет ничего удивительного в том, что руководители компаний не столь уверены в положительных перспективах развития бизнеса. Вместе с тем важным результатом для стран АТЭС можно считать твердое намерение лидеров бизнеса продолжать программы инвестирования и внедрения инноваций.

В обозримом будущем руководителям крупнейших компаний стран АТЭС придется искать оптимальный баланс между решением краткосрочных задач экономического развития и планированием инвестиционной деятельности на долгосрочную перспективу».

Относительно перспектив развития экономики Китая у бизнес-лидеров также нет единого мнения. Почти половина руководителей компаний стран АТЭС считают, что темпы роста экономики Китая в ближайшие три года не превысят 5–6 %. Тем не менее даже пессимистично настроенные бизнес-руководители принимают во внимание потенциал экономического роста Поднебесной. Более трети респондентов хотят создать в Китае свой бренд, выйти на местные рынки и наладить партнерские отношения с китайскими компаниями.

Самым существенным фактором, определяющим инвестиционные решения на региональном уровне, по мнению респондентов, являются регуляторные требования; далее следуют наличие квалифицированных специалистов, система налогообложения и вопросы юридического характера. Более половины респондентов (58 % в странах АТЭС и 52 % в России) ожидают, что влияние регуляторных требований в ближайшие 3–5 лет снова возрастет.  

Более 80 % руководителей российских компаний считают, что для дальнейшего роста бизнеса важна координация деятельности регуляторов различных стран АТЭС в целях создания единых для региона правил и стандартов в области сохранности и безопасности данных. Если данные стандарты и правила будут установлены, то, по мнению большинства российских руководителей, весьма вероятно, что их организации увеличат инвестиции в страны АТЭС. По сравнению с 2013 годом почти на треть (28 %) увеличилось количество российских респондентов, которые считают, что данный фактор будет непосредственно влиять на принятие решения об инвестировании. Сорок шесть процентов российских респондентов отметили, что в последние три года качество анализа соотношения затрат и выгод в рамках новых нормативно-правовых требований улучшилось. Для трети руководителей российского бизнеса наиболее важным значением словосочетания «эффективное регулирование» является реализация, то есть прозрачность консультаций с заинтересованными лицами, ясность и стабильность правил.

Усиление конкуренции, уверенность в своих силах, расширение торговых возможностей и регуляторных требований способствуют расширению стратегий компаний стран АТЭС по обеспечению роста выручки. Бизнес-руководители также говорят о пользе цифровых технологий для достижения целевых показателей эффективности затрат и операционной деятельности, повышения качества обслуживания и оптимизации ресурсов.

В течение следующих трех лет широкое распространение получат технологии сбора данных сотрудниками, а также посредством специального оборудования, отслеживающих устройств, POS-терминалов. Так, 42 % респондентов из России отметили, что они внедрили технологии для сбора данных в режиме реального времени с помощью мониторинга транспортной и логистической информации. Согласно полученным результатам, 35 % российских компаний и 37 % респондентов в странах АТЭС планируют внедрить сбор данных и информации в режиме реального времени в течение следующих трех лет.

Российские бизнес-лидеры отметили, что они (38 %) собирают и анализируют информацию, а также отслеживают (27 %) с помощью специального оборудования различные бизнес-процессы в точках продаж и на предприятиях. По результатам опроса через три года в странах АТЭС будет больше компаний, которые внедряют новые технологии, чем тех, которые этого не делают. Треть респондентов в странах АТЭС ожидают получить дополнительный источник выручки за счет интегрирования подключенных устройств в свои бизнес-процессы.

Комментарий Орландо Марчеси:

«Страны АТЭС с развитыми производственными мощностями и богатыми природными ресурсами обладают достаточным потенциалом для того, чтобы показать, как применение анализа данных, полученных на всех уровнях (включая персонал, производственные площадки, партнеров, службу логистики, клиентов, а также точки продаж), может способствовать реализации бизнес-стратегии. Сила цифровых данных заключается не в том, какой объем информации вы получили, а в том, какие действия вы предприняли, опираясь на эту информацию».

Примечания для редакторов

  1. PwC опросила более 1 154 руководителей компаний в 21 стране АТЭС в преддверии саммита в Лиме, Перу (17–19 ноября), в том числе 54 бизнес-лидера из России.
  2. Треть российских респондентов – руководители компаний сектора промышленного производства, около 20 % – отрасли производства потребительских товаров.
  3. С полным отчетом можно ознакомиться по ссылке www.pwc.com/apec.
  4. Результаты опроса российских респондентов представлены на сайте www.pwc.ru/ru/apec2016.

O PwC

PwC в России (www.pwc.ru) предоставляет услуги в области аудита и бизнес-консультирования, а также налоговые и юридические услуги компаниям разных отраслей. В офисах PwC в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Воронеже, Владикавказе и Уфе работают более 2 500 специалистов. Мы используем свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса.

Под «PwC» понимается сеть PwC и (или) одна или несколько фирм, входящих в нее, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Глобальная сеть PwC объединяет более 223 000 сотрудников в 157 странах. Более подробная информация представлена на сайте www.pwc.ru/ru/about/structure.html

©2016 PricewaterhouseCoopers. Все права защищены.