Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?

16 июня 2016 года, Москва. – Текущий экономический спад в России будет иметь серьезные последствия, которые в будущем приведут к радикальным изменения в потребительской и бизнес-среде. Для выявления этих изменений уже второй год подряд PwC проводит исследование, в котором рассматривается максимально широкий круг факторов и опрашиваются различные участники процесса – от конечных потребителей до менеджеров по закупкам (представляющих корпоративных клиентов), менеджеров по продажам и топ-менеджеров. Ниже представлены ключевые выводы исследования.

Реакция потребителей

Результаты исследования PwC «Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?» показали, что факт наступления кризиса уже является общепризнанным, потребители с ним смирились и уже строят соответствующие планы на будущее. 86 % потребителей ответили, что Россия фактически находится в состоянии кризиса. 
79 % опрошенных сообщили о том, что кризис повлиял на них лично.

При этом ожидания потребителей по поводу восстановления после кризиса стали более негативными. Большинство участников опроса считают, что кризис завершится не ранее начала 2019 года. В результате в поведении потребителей происходят кардинальные изменения. 

Комментирует Мартайн Пейтерс, Партнер, консультационные услуги компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, PwC в России:

«Несмотря на то, что снижение ВВП было намного менее существенным, чем годом ранее, реакция потребителей оказалась заметно более негативной, что привело к серьезным изменениям в поведении потребителей и снижению уверенности в финансовой стабильности в долгосрочной перспективе. При этом стремление населения экономно расходовать средства, судя по всему, переросло в устойчивую привычку, которая изменит потребительскую среду на многие годы вперед.

За год, прошедший с момента предыдущего исследования, к стратегиям экономии стали прибегать все больше потребителей. Они покупают меньше, покупают по промоакциям, покупают товары собственных торговых марок магазинов и более дешевые товары, а также покупают в более дешевых магазинах. Это оказывает значительное влияние на предприятия сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, но может сказаться и на темпах восстановления экономики в целом».

84 % респондентов заявили, что они начали принимать меры в целях сокращения своих расходов. 36 % участников опроса сказали, что они могут позволить себе «намного меньше» товаров и услуг, 52 % респондентов стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары и продукты.

Существенно изменилось и отношение людей к покупкам в кредит. Подавляющее большинство  (88 %) опрошенных не планируют брать кредиты в течение следующих 12 месяцев.

В исследовании отмечается, что виден явный разрыв между регионами и Москвой: больше всего кризис сказался на потребителях в городах с населением от 500 000 до 1 млн жителей. Потребители из числа жителей Москвы более позитивно оценивают текущую экономическую ситуацию, чем жители регионов: 3,09 и 2,75 баллов соответственно по пятибалльной шкале.

Роль бренда даже в сложившейся ситуации остается очень важной. 65 % респондентов утверждают, что бренд играет большую роль при принятии их решения о покупке.

Влияние экономической ситуации на бизнес

В исследовании этого года только 45 % опрошенных менеджеров считают, что экономическая ситуация улучшится в течение года. В прошлом году этот показатель составил 68 %.

55 % менеджеров убеждены, что отрицательное воздействие текущей рецессии на экономику будет более значительным, чем в период кризиса 2009 года.

Опрос выявил, что за последние 12 месяцев выручка компаний сократилась в среднем на 7 %, в дополнение к 10-процентному спаду в прошлом году. 67 % респондентов отметили резкое падение общего рыночного спроса.

В то же время компании отмечают рост издержек (90 % респондентов по сравнению с 77 % в прошлом году отметили рост расходов на материалы), что приводит к существенному сокращению прибыли.

Все больше компаний стали прибегать к мерам оптимизации. Первыми под сокращение затрат, как и в прошлом году, попадают закупки (отметили 67 % респондентов). Однако в этом году отмечается рост популярности более структурных и стратегических изменений (например, пересмотр всей цепочки поставок) по сравнению с краткосрочными сокращениями (например, снижение затрат на рекламу).

Тем не менее, в долгосрочной перспективе ожидается еще больший сдвиг в сторону комплексной реструктуризации бизнес-моделей – что будет необходимым критерием успеха в условиях медленного роста экономики после выхода из кризиса.

Ознакомиться с полной версией исследования можно по ссылке: http://www.pwc.ru/ru/consumer-business-report

О методологии исследования

Исследование проводилось с использованием той же методологии и в течение аналогичного периода, что и в прошлом году. Чтобы лучше понять различные аспекты текущего экономического кризиса, эксперты PwC провели глубокий анализ, включающий:

  • исследование мнений на базе выборки из 2 000 российских граждан, представляющих различные слои городского населения;
  • 20 глубинных интервью с потребителями, проведенными во время сопровождения их в магазинах;
  • телефонный опрос 62 менеджеров среднего звена российских и международных компаний, работающих в России;
  • более 18 интервью с топ-менеджерами компаний, ведущих активную деятельность в России;
  • анализ данных из открытых источников по экономическим и социальным показателям;
  • сопоставление с другими зарубежными рынками, которые ранее также оказались под воздействием кризиса;
  • анализ текущего кризиса в контексте прошлых российских экономических спадов.

В этом году эксперты PwC уделяли больше внимания глубинным интервью с прошлогодними респондентами, чтобы иметь возможность с точностью отследить любые изменения в их взглядах и позициях.

 

O PwC

PwC в России (www.pwc.ru) предоставляет услуги в области аудита и бизнес- консультирования, а также налоговые и юридические услуги компаниям разных отраслей. В офисах PwC в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Воронеже, Владикавказе и Уфе работают более 2 500 специалистов. Мы используем свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса.

Под «PwC» понимается сеть PwC и/или одна или несколько фирм, входящих в нее, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Глобальная сеть PwC объединяет более 208 000 сотрудников в 157 странах. Более подробная информация представлена на сайте www.pwc.ru/ru/about/structure.jhtml

©2016 PricewaterhouseCoopers. Все права защищены.