Стоимость владения легковым автомобилем в России, 2017 г.

 

Об исследовании

В рамках настоящего исследования была проанализирована стоимость владения легковыми автомобилями разных классов в крупных городах России по состоянию на начало 2017 г., а также приведено сравнение с данными по состоянию на начало 2016 г.

Стоимость владения автомобилем по состоянию на начало 2017 г. в целом выросла в сравнении с предыдущим годом, самый значительный рост показали автомобили класса E и внедорожники свыше 3 млн руб., в то время как стоимость владения автомобилями классов B и C осталась примерно на том же уровне.

 

«Стоимость владения личным автомобилем с каждым годом растет, и в связи с этим потребители все чаще выбирают альтернативные виды транспорта, такие как каршеринг, райдшеринг и такси, которое за счет оптимизационных изменений, проведенных в последнее время, стало более комфортным и конкурентоспособным по цене способом совершения поездок. Дальнейшее изменение городской среды, неопределенность экономической ситуации и изменение потребительских предпочтений в будущем могут значительно уменьшить ценность автомобиля как актива и способствовать увеличению сегмента альтернативных видов транспорта, которые продолжают активно развиваться на рынке».

Олег МалышевПартнер, руководитель отдела по сопровождению сделок

Результаты исследования по основным составляющим стоимости владения 

Потеря стоимости

Потеря стоимости является одной из наиболее существенных статей стоимости владения для автомобилей всех классов.

Согласно получнным результатам потеря стоимости за три года автомобилей классов В (компактный), C (гольф), D (средний) и компактный кроссовер составляют порядка   29–35 % от общей стоимости. При этом данный показатель для среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. составляет 37–42 % общей стоимости. Наибольший процент стоимости в первые три года теряют автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. – 49 % и 43 % соответственно. По сравнению с началом 2016 г. доля данного параметра в общей стоимости снизилась в классе B (компактный), классах среднеразмерные кроссоверы и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. на 2–3 %. Доля потери стоимости осталась фактически на прежнем уровне в классе компактные кроссоверы и в классе С (Гольф) и увеличилась во всех остальных классах на 1–3 %. 

Автомобили внутри одного класса также обесцениваются по-разному. На это могут влиять различные факторы, например:

  • надежность и репутация модели автомобиля;
  • соотношение спроса и предложения на конкретную модель на рынке автомобилей с пробегом;
  • наличие или отсутствие на рынке новых автомобилей обновленной версии данной модели;
  • динамика цен на аналогичные новые автомобили.

 

View more

Кредит

Ставка по автокредитам продолжает снижаться на протяжении двух лет. В среднем для всех анализируемых классов ставка по трехлетнему кредиту (при условии 50 % первоначального взноса) в начале 2016 г. составляла 16,1 % и 19–23 % в 2015 г. По состоянию на начало 2017 г. показатель снизился до 14,4 %. Данная тенденция обусловлена снижением ключевой ставки, которая по состоянию на начало 2017 г. составляла 10 % и к концу полугодия снизилась до 9 %. 

В 2016 г. выросло количество автомобилей, проданных в кредит (помимо снижения ключевой ставки на ситуацию благоприятно повлияли программы льготного кредитования). При этом общий объем выданных кредитов снизился по сравнению с 2015 г. на 6,5 %. Также увеличилась средняя сумма кредита, что вызвано сменой кредитной политики (банки отдают предпочтение более состоятельным заемщикам с хорошей кредитной историей, стараясь «отсеивать» неплатежеспособное население).

За прошедший год произошло повышение порога для льготного автокредитования: под программу теперь попадают автомобили, цена которых не превышает 1 450 000 рублей, годом ранее порог составлял 1 150 000 рублей. 

View more

Топливо

С января 2017 г. акцизы на бензин 5-го экономического класса поднялись с 10 130 до 10 535 руб. за тонну (примерно на 4 %). Еще более значительный рост наблюдается у акциза на дизельное топливо: здесь тариф возрос с 5 293 до 6 800 руб. (рост 28,5 %) за тонну.

Расходы на топливо в общей стоимости владения автомобилем различаются для рассматриваемых классов: чем дороже автомобиль, тем незначительнее для него затраты на топливо. Для автомобилей классов B (компактный) и C (гольф) расходы на топливо составляют порядка 23–24 % от стоимости владения, в остальных классах – 6–15 %.

View more

Страхование (ОСАГО и КАСКО)

Страхование составляет существенную статью расходов в общей стоимости владения автомобилем – 19–26 %. По сравнению с прошлым годом стоимость страхования составляла 21–27 %. В среднем доля расходов на страхование снизилась с 23 % до 21 %. По результатам 2016 г. как по ОСАГО, так и по КАСКО было заключено меньше договоров по сравнению с 2015 г. Однако в денежном выражении на рынке ОСАГО наблюдается рост. Падение на рынке КАСКО объясняется тем, что продажи новых автомобилей упали и многие владельцы предпочли не оформлять КАСКО, если автомобилю больше года. Более того, лимит по ОСАГО был повышен, что также негативно отразилось на рынке КАСКО-страхования.

В денежном выражении чем дороже автомобиль, тем дороже страхование. Как результат, самые большие расходы на страхование приходятся на автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники.

Однако помимо цены автомобиля существуют другие факторы, оказывающие влияние на стоимость страхования:

  • стоимость запчастей и ремонтных работ;
  • коэффициент угоняемости;
  • эксклюзивность автомобиля и пр.

View more

Налоги и сборы

В 2016 г. был расширен список автомобилей, на которые будет распространяться повышенный транспортный налог. По сравнению с предыдущим годом количество автомобилей, попадающих под налог на роскошь, было увеличено с 425 до 708 моделей. Большая часть расширенного списка включает автомобили стоимостью от 5 до 10 млн руб. 

Налоги и сборы составляют порядка 1,5–1,6 % от общей стоимости владения для автомобилей классов B (компактный) и C (гольф) с объемом двигателя в среднем 100 и 112 л. с., для автомобилей классов D (средний) и компактных кроссоверов с объемом двигателя в среднем 145 и 142 л. с., соответственно.

Для автомобилей классов E (бизнес), среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. – порядка 2,1–2,5  %. 

Налоги и сборы для внедорожников свыше 3 млн руб. составляют порядка 5 % из-за более высокого налога на роскошь.

View more

Прочие расходы

Прочие расходы на содержание автомобиля, которые включают покупку зимних шин, стоимость замены шин два раза в год и мойку два раза в месяц, повысились по сравнению с предыдущим периодом, однако ввиду небольшой доли в общей стоимости владения, они не оказали значительного влияния на изменение стоимости владения автомобилем.

View more

Расходы на парковку (для Москвы)

С целью разгрузки городских парковок в конце 2016 г. была увеличена стоимость как почасовой парковки, так и годовых и месячных абонементов. В дальнейшем также ожидается повышение тарифов, поскольку планируется достижение 15 % свободных мест на парковках. 

Стоит отметить, что при регулярном пользовании платной парковкой доля данных расходов в стоимости владения становится значительной и тем выше, чем ниже стоимость автомобиля.

View more

Контакты

Олег Малышев
Партнер, руководитель отдела сопровождения сделок
Тел: +7 (495) 967 6138
E-mail

Валерия Шадских
Младший менеджер, корпоративные финансы
Тел: +7 (495) 967 6000 доб. 2133
E-mail

Анна Джалладян
Специалист отдела маркетинга
Тел: +7 (495) 967 6000 доб. 3053
E-mail

Мы в социальных сетях