Доверяй, но проверяй

Новые вызовы и возможности на продовольственном рынке

Рынок продуктов питания – и в России, и в мире – переживает сегодня серьезные трансформации. Что стало их причиной? На глобальном уровне – появление новых рынков сбыта, растущий дефицит ресурсов, внедрение новых информационных технологий, ужесточение требований к безопасности продуктов и изменение спроса на продовольствие. На страновом уровне отечественная пищевая промышленность столкнулась с рядом дополнительных вызовов. С одной стороны, из-за экономического спада 2014–2015 годов многие покупатели перешли на более экономную модель потребления. С другой – агропром получил редкий шанс для развития на внутреннем рынке благодаря государственному курсу на импортозамещение. Помимо этого некоторые компании начали успешно осваивать экспортное направление.

Каким же продуктам питания отдают предпочтение потребители? Как они делают свой выбор в ситуации, когда производители предлагают им все более разнообразный ассортимент?

Что может повлиять на доверие помимо самого очевидного – качества выпускаемой продукции? Чтобы разобраться в этом непростом и весьма многогранном вопросе, мы провели опрос компаний, которые представляют пищевую промышленность, сельское хозяйство, розницу и общепит.

Ключевые выводы:

Сегодня повышение доверия к российским продуктам питания становится первостепенной задачей, решение которой открывает огромные возможности для развития отрасли как в российском, так и в мировом масштабах. Среди таких возможностей можно назвать повышение конкурентоспособности российской продукции, увеличение экспорта и расширение географии поставок, а также повышение инвестиционной привлекательности данного сектора. Однако для решения данной задачи требуются совместные усилия и тесное      взаимодействие государства, бизнеса и общества.

  
 

Почти половина участников исследования считают, что помимо следования обязательным нормативным требованиям, не менее важно повышать планку, разрабатывая и строго соблюдая собственные, внутренние стандарты, предъявляющие более жесткие требования к качеству и процессу производства и поставок.

Будущее за внедрением технологий. По мнению 82 % участников исследования, информационные технологии значительно повышают управляемость бизнеса и прозрачность операций, а также повышают качество выпускаемой продукции (по мнению 63 % респондентов). Компании АПК планируют двигаться дальше привычных ИТ-решений и планируют активно внедрять такие новые технологии как аналитика больших данных, роботы и точное земледелие.

Ключевыми глобальными тенденциями, которые окажут наибольшее влияние на российский рынок станут глобализация и интеграция цепочек поставок, а также рост скандалов, связанных с продуктами питания. В связи с этим компаниям необходимо отслеживать весь жизненный цикл продукта «from farm to fork».

Благодаря курсу на импортозамещение и поддержке государства производители продуктов питания смогли занять многие продуктовые ниши на внутреннем рынке, которые раньше принадлежали импортным компаниям, сократив долю ввозимых товаров с 36 до 23 %. Кроме того, почти треть компаний в ближайший год планирует осваивать экспортное направление, еще треть опрошенных собирается заняться этим в течение трех лет.

В отличие от европейских соседей в России пока не сложилась практика бережной утилизации отходов и передачи утилизированных продуктов на благотворительные цели. В среднем компании утилизируют 3 % от всей произведенной продукции, а на благотворительность передают меньше половины процента. Это связано в первую очередь с отсутствием финансовой заинтересованности и законодательной базы, а также недостаточным вниманием к этой проблеме в обществе.

Видеоинтервью c руководителями компаний

Контакты

Игорь Лотаков
Управляющий партнер PwC в России
Тел: +7 (495) 967-6494
E-mail

Тим Клау
Партнер, руководитель отдела анализа и контроля рисков
Тел: +7 (495) 967 6018
E-mail

Елена Дубовицкая
Директор, корпоративное управление и устойчивое развитие
Тел: +7 (495) 967 6441
E-mail

Мы в социальных сетях