Миграционное право

Оформление миграционных разрешительных документов и эффективные решения при релокации персонала

 

 

 

Разрешение на работу -  документ, который, по общему правилу, получают иностранные граждане, въезжающие в Россию на основании визы для того, чтобы работать в России.

В настоящее время общий порядок получения разрешения на работу представляется достаточно сложным и редко используется на практике работодателями и иностранными работниками. Тем не менее, в определенных случаях, работодатели и иностранные работники могут использовать данный порядок оформления миграционных разрешительных документов.

Рабочая виза – документ, устанавливающий срок временного пребывания в России для иностранного гражданина, въезжающего в Россию в визовом порядке с целью «работа».

Юристы PwC Legal имеют обширный опыт разработки оптимальной концепции оформления работников компаний, имеющих различные сферы деятельности, а также практический опыт подготовки всех необходимых документов и сопровождения процесса оформления, восстановления и продления рабочей визы, как для ВКС и сопровождающих членов их семей, так и для других категорий иностранных граждан. 

Высококвалифицированные специалисты (далее - ВКС) – привилегированная категория иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России в соответствии с российским законодательством (появилась в российском законодательстве с 2011 года).

Некоторые вопросы правоприменительной практики привлечения ВКС решаются с учетом позиции миграционных органов, в том числе, с учётом региональной специфики. Например, такими вопросами являются:

  • вопросы миграционного учета ВКС и сопровождающих членов семьи ВКС в части соотношения норм, устанавливающих удлинённые сроки постановки на миграционный учет для данной категории и общих норм закона о миграционном учете;
  • вопросы получения вида на жительство в упрощенном порядке как ВКС, так и сопровождающими членами семьи ВКС;
  • вопросы исчисления заработной платы ВКС с точки зрения соблюдения одновременно норм трудового и миграционного законодательства;
  • вопросы направления ВКС в командировки по России.

Высококвалифицированные специалисты (далее - ВКС) – привилегированная категория иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России в соответствии с российским законодательством.

Одним из преимуществ статуса ВКС является возможность пребывать в России с сопровождающими членами семьи ВКС, а именно: супругой (супругом), детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушкой, дедушкой, внуками.

Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим. На практике нам удавалось оформить статус сопровождающего члена семьи ВКС для других лиц, имеющих родственные связи с ВКС.

Другим вопросом, часто встречающимся на практике, является вопрос возможности трудоустройства в России сопровождающих членов семьи ВКС.

Работодатель должен подать, уведомление о заключении / расторжении трудового договора с иностранным гражданином в миграционные органы.

В различных регионах России миграционные органы предъявляют различные требования к предмету уведомления (о наступлении какого события необходимо уведомить миграционные органы), как применяется данная норма к высококвалифицированным специалистам и другим категориям иностранных работников.

Патент - документ, который, по общему правилу, получают иностранные граждане, въезжающие в Россию в порядке, не требующем получения визы, для того чтобы работать в России.

Процедура оформления патента имеет целый ряд особенностей по сравнению с общей процедурой оформления разрешения на работу. В настоящее время в правоприменительной практике наибольшие вопросы вызывают следующие аспекты:

  • учет работодателем уплаченных иностранным работником авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц;
  • правовой статус членов семьи иностранных граждан, трудящихся на основании патента, и их постановка на миграционный учет;
  • миграционный учет иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, на длительный срок, в зависимости от суммы внесённых авансовых платежей.

Миграционная карта – документ, который служит для контроля за временным пребыванием иностранных граждан в России и, прежде всего, подтверждения цели въезда. Для иностранных граждан, въехавших в Россию в порядке, не требующем получения визы, миграционная карта – это документ, подтверждающий сроки временного пребывания (так как в данном случае отсутствует виза).

Потеря или повреждение миграционной карты может осложнить как выезд из России, так и в целом пребывание на российской территории. В то же время, потерянная или поврежденная миграционная карта может быть восстановлена.

29 мая 2014 года главы Беларуси, России и Казахстана подписали договор о Евразийском экономическом союзе. В дальнейшем к договору присоединились Армения и Киргизия.

Следует отметить, что, с точки зрения миграционного права, договор регулирует только вопросы трудовой миграции, тогда как другие миграционные вопросы регулируются либо другими международными договорами, либо национальным законодательством стран-участниц.

Вид на жительство – документ, предоставляющий право проживания в России и позволяющий в дальнейшем претендовать на получение гражданства Российской Федерации.

В последнее время увеличилось внимание работодателей и иностранных работников, являющихся ВКС (сопровождающими членами семьи ВКС), к возможности получить вид на жительство в упрощенном порядке.

Помимо общего порядка получения вида на жительство, который весьма сложен, в некоторых случаях российское законодательство и международные договоры, заключенные Россией, позволяют получить вид на жительство в упрощенном порядке.

При направлении иностранного работника в Россию и оформлении с ним трудовых отношении в соответствии с российским законодательством возникает вопрос выплаты заработной платы (как российской, так и зарубежной, последней - в случае сохранения трудовых отношений за рубежом).

Следует отметить, что в подобных случаях не последнюю роль играют вопросы налогообложения заработной платы иностранных работников, а также вопросы налогообложения работодателя.

При направлении персонала в Россию первостепенным вопросом является выбор приглашающей (принимающей) стороны для иностранных граждан. Далее необходимо выбрать вид визы.

В случае оформления трудовых отношений с иностранным работником в России важным представляется вопрос выплаты заработной платы (как российской, так зарубежной, последней - в случае сохранения трудовых отношений за рубежом).

Следует отметить, что в подобных случаях не последнюю роль играют вопросы налогообложения заработной платы иностранных работников, а также вопросы налогообложения работодателя.

Деловая виза (на английском языке - «business visa») – документ, определяющий сроки временного пребывания в России  для иностранного гражданина, въезжающего в Россию в порядке, требующем получения визы, с соответствующей целью. Деловая виза является гибким инструментом, позволяющим иностранным гражданам в соответствии с законодательством осуществлять на территории России определенную деятельность.

При использовании деловых виз необходимо, руководствуясь миграционным законодательством и практикой миграционных органов, разработать оптимальную концепцию получения таких виз иностранными гражданами и осуществления въезда, деятельности на территории России. 

Отделы иммиграционного контроля в структуре Управлений по вопросам миграции ГУ МВД России проводят как плановые, так и внеплановые проверки работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу (статья 32 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Как правило, в ходе плановой проверки миграционные органы направляют работодателю перечень документов, которые необходимо предоставить. В дальнейшем работодателю будет необходимо сформировать пакет документов, подать его в миграционные органы, вести переговоры с миграционными органами, участвовать в составлении документов, оформляемых по итогам проверки.

Обжалование решений и предписаний миграционных органов может осуществляться как в досудебном (административном), так и в судебном порядке.

При обжаловании решений и постановлений миграционных органов важно соблюсти сроки подачи соответствующих заявлений.

Направление граждан Российской Федерации на работу в зарубежные подразделения вашей организации или дочерние иностранные компании сопряжено с необходимостью соблюсти как нормы миграционного законодательства, принятые в стране, где находится принимающая сторона, так и, в некоторых случаях, нормы российского миграционного законодательства.

Выбор такой крупной международной фирмы как PwC Legal, у которой есть специалисты по миграционному праву во многих юрисдикциях, будет оптимальным решением с точки зрения вопросов соблюдения миграционного законодательства других юрисдикций.

Законодательство предусматривает, что гражданин России, имеющий гражданство другого государства, вид на жительство, либо иной документ, предоставляющий право постоянного проживания за рубежом, должен подать уведомление о наличии соответствующего документа в миграционные органы (часть 3 статьи 6 Федерального закона № 62 от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации»).

Сложившаяся правоприменительная практика не всегда исходит из того, что «документ, предоставляющий право постоянного проживания в зарубежной стране» - это вид на жительство (как это предусмотрено в российском законодательстве).

Судебная практика и практика миграционных органов выработали подход, согласно которому гражданин России должен подать в миграционные органы уведомление о наличии некоторых других документов, выданных в зарубежных странах, включая некоторые виды долгосрочных виз.

Мы будем рады предоставить вам более подробную информацию по данному вопросу и проанализировать применение законодательства в вашем конкретном случае.

Всемирная торговая организация (далее - ВТО) – это международная организация, объединяющая большинство государств мира и стремящаяся к взаимному упрощению условий торговли государствами-участниками.

Российское миграционное законодательство устанавливает упрощенную процедуру оформления разрешительных миграционных документов для иностранных граждан, работающих в компаниях, местом регистрации которых является страна-участница ВТО, при направлении на работу в российский филиал, представительство или дочернюю организацию своей компании в России.

Мы будем рады проанализировать вашу ситуацию с точки зрения возможности получения миграционных разрешительных документов по упрощенной процедуре ВТО, сравнить данную процедуру с другими упрощенными процедурами.

В России был принят Федеральный закон № 212-ФЗ от 13 июля 2015 года «О свободном порте Владивосток». Резидентам свободного порта Владивосток предоставлены преимущества в различных сферах предпринимательской деятельности, в том числе для них введен упрощенный порядок приема на работу иностранных граждан.

Карта дает право на деловые поездки в страны-участницы АТЭС (Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества), устраняя тем самым необходимость получения деловых виз в каджую из стран в отдельности. 

В связи с проведением Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в отношении определенных категорий иностранных граждан, имеющих отношение к проведению чемпионата или участию в нём, российское миграционное законодательство предоставляет некоторые преференции. Например, для таких иностранных граждан упрощен порядок въезда и пребывания на территории России, выдачи разрешительных миграционных документов. 

Одновременно, в связи с проведением чемпионата были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Например, было введено требование о постановке на миграционный учет иностранных граждан, прибывающих в города, в которых проводятся соревнования, в течение одного календарного дня, следующего за днём прибытия.

PwC Legal имеет отлаженный механизм подготовки необходимых документов и постановки иностранных граждан на миграционный учет за один день в условиях повышенной загрузки миграционных органов.

Если вашей компании будет интересен опыт специалистов PwC Legal в области миграционного права, особенно в части профессиональных навыков, то есть практики заполнения определенных документов и их подачи в государственные органы в том или ином регионе России, иных вопросов применения миграционного законодательства, вы можете обратиться к нам с вопросами относительно организации обучающих семинаров для персонала вашей компании.

Контакты

Геннадий Одарич
Управляющий директор, руководитель практики создания компаний, общекорпоративной поддержки и миграционного права
Тел: +7 (495) 232 5758
E-mail

Ксения Дьякова
Старший юрист, практика миграционного права
Тел: +7 (495) 232 5744
E-mail

Иван Попов
Юрист, практика создания компаний, общекорпоративной поддержки и миграционного права
Тел: +7 (812) 326-69-69, доб. 4519
E-mail

Мы в социальных сетях