Трансфертное ценообразование

Посмотреть страницу на: English

Игра по новым правилам

С момента принятия и вступления в силу новых российских правил, регламентирующих вопросы контроля цен для целей налогообложения (далее трансфертное ценообразование), прошло более трех лет. На протяжении этого времени постепенно начало формироваться понимание применения новых правил на практике. Министерство финансов России и Федеральная налоговая служба России проводят активную разъяснительную работу над различными вопросами, возникающими в связи применением нового законодательства о трансфертном ценообразовании: проводят конференции и участвуют в круглых столах с бизнес сообществом, выпускают письма и разъяснения, предоставляют комментарии относительно порядка применения отдельных статей Раздела V.1 Налогового кодекса РФ.

В 2012 году налогоплательщики перестраивали внутригрупповые отношения в соответствии с новыми правилами трансфертного ценообразования: определяли контролируемые сделки, пересматривали действующие подходы к ценообразованию, подготавливали пакеты документации, подавали заявки на заключение соглашений о ценообразовании (внутрироссийским контролируемым сделкам заключено уже около 15 соглашений). К 20 ноября 2013 года налогоплательщиками были поданы первые уведомления о контролируемых сделках. В настоящее время налоговые органы приступили к проведению первых специальных проверок по вопросам соблюдения положений по трансфертному ценообразованию за 2012 г и 2013 г. Кроме того, до настоящего времени все еще идут судебные разбирательства в отношении проверок рыночности цен по внутригрупповым сделкам, осуществленным до вступления в силу новых положений Налогового кодекса РФ. Применение новых правил трансфертного ценообразования сопряжено с определенными сложностями: неясности в отношении формулировок некоторых законодательных норм, трудоемкость по заполнению формы налогового уведомления, нечеткость в отношении подходов к контролю рыночности внутригрупповых финансовых сделок и сделок с нематериальными активами. Принимая во внимание отзывы налогоплательщиков, законодательно предпринимаются дополнительные усилия для облегчения нагрузки на налогоплательщиков:

  • Отсрочка по предоставлению уведомлениий о контролируемых сделках за 2012 год до 20 ноября 2013 (вместо подачи к 20 мая, как установлено Налоговым кодексом для остальных отчетных периодов)
  • отсрочка по предоставлению документации по трансфертному ценообразованию за 2012 год до 1 декабря 2013 года (вместо 1 июня 2013 года (как установлено по общему правилу для остальных отчетных периодов)
  • освобождение из-под контроля определенных финансовых сделок, условия которых были согласованы сторонами до вступления в силу новых положений кодекса и не менялись в течение 2012 года
  • разьяснения относительно возможности группировки определенных видов сделок
  • в разработке находится ряд дополнительных инициатив, предложенных бизнес сообществом (например, законопроект о распределении затрат)

Мировой опыт

При разработке новых правил трансфертного ценообразования за основу была взяты принципы трансфертного ценообразования, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также практика применения правил трансфертного ценообразования в ряде зарубежных стран. Стоит отметить, что в настоящее время, российскими налоговыми органами осуществляется активный обмен опытом с иностранными коллегами в рамках заключенных договоров, а также в ходе международных конференций и круглых столов в отношении применения правил трансфертного ценообразования, проведения налоговых проверок и заключения соглашений о ценообразовании.

Безусловно, на развитие российской законодательной базы по трансфертному ценообразованию значительное влияние оказывают изменения в подходах к тем или иным вопросам по трансфертному ценообразованию в мировой практике. В частности нововведения в рекомендации по вопросам трансфертного ценообразования и прочие нормативные документы ОЭСР, регулирующие основы трансфертного ценообразования в странах-членах ОЭСР, привлекают пристальное внимание российских налоговых органов. В настоящее время можно говорить о том, что пересмотр шестой главы Рекомендаций ОЭСР по трансфертному ценообразованию (сделки с нематериальными активами) вероятно в будущем приведет к определенным изменениям российского налогового законодательства.

Более того, в начале 2013 года ОЭСР опубликовала план противодействия размыванию налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (BEPS - base erosion and profit shifting). Отчет также содержал определенные направления развития международной законодательной базы для снижения возможностей по размыванию налоговой базы и уменьшению налогов, поступающих в государственные бюджеты. Эти вопросы обсуждаются на встречах глав государств и министров финансов, а также являются предметом дискуссий многих круглых столов, организованных российскими налоговыми органами с целью обмена опытом в рамках применения законодательства о трансфертном ценообразовании.

Несмотря на схожесть российских правил трансфертного ценообразования с рекомендациями ОЭСР, российские правила имеют свою определенную специфику, а в некоторых случаях и кардинально отличаются от международной практики. Поэтому, налогоплательщикам-международным компаниям следует обратить пристальное внимание, насколько условия внутригрупповой глобальной политики по трансфертному ценообразованию соответствуют российским требования налогового законодательства и какие изменения необходимо внести, чтобы документация, подготавливаемая для российских целей отвечала действующим нормам Налогового кодекса РФ.

О нашем опыте трансфертного ценообразования в России

В департаменте трансфертного ценообразования PwC Russia работают профессионалы, специализирующиеся в различных вопросах, применения положений о трансфертном ценообразовании. За последние несколько лет сотрудники департамента успешно реализовали множество проектов по трансфертному ценообразованию для предприятий различных отраслей: энергетической, горнодобывающей, автомобильной, металлургической промышленности, розничной торговли, фармацевтики, высоких технологий и коммуникаций, юридических фирм и компаний, предоставляющих услуги по бизнес консультированию, банков и финансовых институтов и т.д.

Представители департамента по трансфертному ценообразованию PwC Russia консультировали членов рабочей группы Министерства финансов России по техническим вопросам, возникающим при применении международных принципов трансфертного ценообразования, действующих в странах-членах ОЭСР, а также отдельным аспектам законодательства о трансфертном ценообразовании, действующего в ряде зарубежных стран.

Компания PwC в России неоднократно была номинирована «Фирмой года в области трансфертного ценообразования в России » по версии авторитетного международного журнала, освещающего вопросы налогообложения, International Tax Review.

При поддержке глобальной сети специалистов PwC по услугам в области трансфертного ценообразования, включающей в себя более 1500 профессионалов во всем мире, мы предоставляем нашим клиентам консультационные услуги в области трансфертного ценообразования во всех странах, в которых они ведут деятельность, помогаем решать сложные задачи по нахождению подходов к документированию и обоснованию применяемых ими цен по контролируемым сделкам.

 

Как мы можем помочь?

Услуги PwC Russia в области трансфертного ценообразования включают в том числе:

  • Помощь в подготовке документации по трансфертному ценообразованию, включающей обоснование используемой методологии и соответствие текущих цен по контролируемым сделкам рыночному уровню, а также уведомлений о контролируемых сделках
  • Диагностика рисков трансфертного ценообразования и подготовка рекомендаций по усовершенствованию существующей политики ценообразования, в том числе путем реорганизации производственно-сбытовой структуры поставок, изменения подхода к формированию цен
  • Обоснование используемой методологии и соответствия текущих цен рыночному уровню
  • Консультирование по вопросам структурирования внутригрупповых сделок на основе принципа соответствия цен рыночному уровню, в частности при передачи прав на интеллектуальную собственность, осуществлении финансовых операций
  • Помощь международным компаниям в адаптации глобальной политики в области трансфертного ценообразования к требованиям российского законодательства Разработка и содействие в создании торгово-закупочных структур
  • Рекомендации по выстраиванию функции по вопросам трансфертного ценообразования на предприятии и процедуры эффективного взаимодействия между соответствующими службами предприятия в рамках работ по соблюдению положений по трансфертному ценообразованию
  • Консультирование по вопросам разработки методологии трансфертного ценообразования в отношении услуг и моделей распределения затрат на услуги управленческого характера
  • Разработка бизнес-процессов и системы внутреннего контроля для целей соблюдения политики трансфертного ценообразования
  • Содействие в урегулировании споров, возникающих по итогам проведения налоговых проверок по вопросам ценообразования для целей налогообложения (включая споры в рамках ст. 40 Налогового кодекса РФ, так и в рамках новых положений Налогового кодекса РФ по контролю цен для целей налогообложения)