Затяжной спад в экономике: Что предпринимают потребители и бизнес в России

Об исследовании

После продолжительного экономического подъема потребительский рынок в России претерпевает серьезные изменения. Мы полагаем, что текущий экономический спад будет иметь серьезные последствия, которые в будущем приведут к радикальным изменениям в потребительской и бизнес-среде. Поэтому мы уже второй год подряд проводим это исследование для того, чтобы понять, какие наиболее существенные изменения происходят в деятельности компаний и поведении потребителей в России, и как формируется «новая норма» в условиях этих изменений.

Мы надеемся, что наши выводы предоставят компаниям и инвесторам глубокое понимание аспектов текущего кризиса, чтобы правильно оценить свои возможности и риски в России. Кроме того, наш обзор дает рекомендации, необходимые для формирования представления о текущих процессах и разработки будущей стратегии компании.

 

 

 

 

 

 

«Экономная» модель поведения потребителей сохранится надолго

Результаты нашего детального изучения потребительских привычек подтверждают, что российский потребитель кардинальным образом меняет свое поведение и эти изменения носят долговременный характер. Пережив не один экономический кризис, россияне продолжат с большой предусмотрительностью относиться к своим расходам даже после того, как экономика вернется к росту.

В ответ на более структурный характер текущего кризиса все больше компаний стали прибегать к мерам оптимизации

  • Закупки по-прежнему первыми подпадают под сокращение затрат (компании приобретают более дешевые материалы, сокращают объемы закупок, экономят на канцелярских товарах).

  • Сокращение маркетинговых расходов по-прежнему является ключевой оптимизационной мерой.

  • Отмечается существенное снижение затрат в производстве и логистике.

В сложившихся экономических реалиях мы наблюдаем сдвиг в сторону рынка, более ориентированного на спрос, где в некоторых сегментах предложение превышает спрос, где потребители стали более грамотными и начали более внимательно относиться к вопросу цены и качества, где сложилась более жесткая конкуренция, где стали более строго отбирать и заменять поставщиков, а также, возможно, и бренды. Для того чтобы добиться успеха в условиях «новой нормы» в России, компаниям потребуется коренным образом перестроить свои бизнес-модели, отличительными чертами которой являются низкие темпы роста, более экономные покупатели и новая посткризисная конкурентная среда.

Контакты

Мартайн Пейтерс

Партнер, руководитель практики по предоставлению услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, консультационные услуги, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6029

Дмитрий Ляховец

Директор, консультационные услуги, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6000

Мы в социальных сетях