Skip to content Skip to footer
Search

Loading Results

2018 Russia Consumer Insights Survey

Explore the findings of our annual consumer behavior survey for over 600 online shoppers throughout Russia

About the Russian Consumer Insights Survey

This is the sixth time that Russia has participated in PwC’s Global Consumer Insights Survey.

We conducted the survey to understand and compare shopping behavior and the use of different retail channels across 27 countries.

We explored where shopping habits are evolving and changing the most, including the channels used for shopping, delivery speeds for online purchases, key drivers of consumer purchases and ways that companies can benefit by adjusting their businesses accordingly.

 

Companies should respond to new consumer habits by shifting their focus and investments accordingly. That means more attention to smartphone dynamics growth, as well as investments in AI and in-store experience. These investments can help companies go with the flow of new consumer behavior, rather than fight the current.

Russia: the way consumers shop is changing

Despite the digitalization of retail, brick-and-mortar stores are still holding on.

Russian respondents confirmed that they actively shop offline, especially for daily purchases. The share of brick-and-mortar stores remains significant in overall shopping habits.

While offline shopping numbers are higher, online shopping already represents a significant share, especially in Moscow and St. Petersburg.

Shoppers use smartphones for online purchases

 

Mobile commerce is becoming increasingly popular in Russia. In 2017, 63% of respondents reported that they regularly use their smartphones to make purchases, compared to only 44% in 2015. Consumers in the 25-44 age group are the biggest driver of this trend. Among this group, the share of those who shop with smartphones increased significantly to 69% in 2017. Younger shoppers (18-24) are also among the trendsetters (68% claim to use their phones regularly for shopping).

 

Consumers indicate their readiness to buy groceries online

 

While grocery was not very popular last year, consumer willingness is growing.

42% of Russian respondents intend to buy food online next year.

The target audience for online grocery, it’s skewed towards older people, who are less reluctant to make every day grocery purchases compared to younger people.

 

Social networks become more influential than retailers websites

 

Another new habit that has major ramifications for how companies communicate sales messages is that consumers want to know what their peers think.

More than a third of Russian respondents mentioned that social networks (e.g. Facebook and Vkontakte) and mobile apps play an important role in enticing them to make purchases. Almost a third of respondents cited the influence of photo-sharing apps like Instagram.

Price comparison websites are also important, although younger Russians use them less frequently than those aged 45-64.

The importance of brand websites has shrunk dramatically due to the active usage of smartphones and mobile apps.

The share of respondents who mentioned emails from brands and retailers slightly decreased. These are the first signs that this mode of outreach does not resonate with consumers, who are rejecting intrusive sales pitches and searching for authenticity.

Customer Engagement

Respondents pointed out that their adherence to particular retailers can be explained by certain attributes. The most popular attribute is whether the retailer has the items that the consumer wants, with the possibility to check online whether a particular product is in stock. No less important is the availability of online reviews.

As the pace of life increases, people want their purchases “right here and right now”. That is why the third most important attribute is fast and reliable delivery. Respondents also reported they want strong loyalty programmes.

Such attributes as location and brand trust are less important. However, location is still a weighty factor, especially for residents of Moscow and St Petersburg. They are more concerned about location and fast delivery, while positive online reviews are more important in other regions.

“Technologies of the future” are changing retail

New technologies are also influencing delivery practices. In other countries, ground and aerial drones are already being used to transport and store goods, as well as for last-mile deliveries. It is therefore no surprise that almost one-third of survey participants, both around the world and in Russia, said they are ready to receive deliveries, especially of inexpensive goods, via drone.                                     

The truth is that drones are just one of many options, including delivery robots, automated lockers, crowd-sourced delivery and traditional delivery trucks. Despite the failure of the first drone-delivery tests in Russia, there are opportunities for drones to improve the effectiveness of many other parts of the supply chain.

Contact us

Martijn Peeters

Martijn Peeters

Partner, Retail & Consumer Leader, PwC Russia and CEE

Tel: +7 (495) 967 6029

Follow us

2018 Исследование потребительского поведения в России

Мы провели опрос более 600 потребителей в России, чтобы понять и сравнить поведение покупателей и использование различных каналов продаж

Об исследовании

В этом году Россия в шестой раз участвует в Глобальном исследовании потребительского поведения, организованном PwC.

В рамках исследования, мы опросили более 22 000 потребителей по всему миру.

Фирма PwC проанализировала те области, в которых привычки покупателей изменились наиболее заметно, например использование покупателями определенных каналов продаж для покупок, скорость доставки заказов из интернет-магазинов, причины покупки определенных товаров, а также мы рассмотрели возможности для развития бизнеса за счет надлежащего реагирования на потребности покупателей.

 

Компании должны реагировать на новые привычки потребителей, меняя соответствующим образом направление своих приоритетов и инвестиций. Таким образом, компаниям следует уделять больше внимания динамике продаж через смартфоны, а также впечатлениям покупателей от посещения магазинов. В то же время необходимо обеспечивать бесшовное многоканальное обслуживание, так как традиционные магазины по-прежнему остаются ключевым каналом совершения покупок

Россия: способы совершения покупок потребителями меняется

Несмотря на цифровизацию розничной торговли, обычные магазины не уступают свои позиции.

Российские потребители подтвердили, что они часто совершают покупки, особенно ежедневные, в традиционных магазинах. Доля физических магазинов в общих покупательских предпочтениях остается значительной.

Оффлайн-продажи превышают объемы реализации товаров в интернете, однако онлайн-торговля уже составляет значительную долю рынка, в особенности в Москве и Санкт-Петербурге.

Потребители все больше используют смартфоны для совершения покупок в интернете

 

Мобильная торговля в России становится все более популярной. В 2017 году 63% респондентов регулярно использовали смартфоны для совершения покупок (в 2015 году – 44%). Больше всего развитию данной тенденции способствуют потребители в возрасте 25-44 лет. В 2017 году доля покупателей, использующих смартфоны, внутри данной возрастной группы существенно выросла – до 69%. Более молодые покупатели (18-24 года) также задают тон (регулярно используют мобильные устройства для совершения покупок – 68% опрошенных).

 

Потребители готовы покупать продукты питания онлайн

 

Потребители проявляют все больший интерес к покупке продуктов питания онлайн. 42% респондентов в России планируют покупать продукты питания в Интернете в следующем году.

Целевая аудитория онлайн-магазинов продуктов, в основном, состоит из потребителей старшего поколения, которые менее охотно покупают продовольственные товары каждый день, чем молодое поколение.

Социальные сети оказывают большее влияние на выбор потребителя, чем сайт ритейлера

Еще одна новая потребительская привычка, оказывающая существенное влияние на способы продвижения товара компаниями, – изучение отзывов других покупателей, уже приобретавших ранее данный товар

Более трети респондентов в России отметили, что социальные сети (например, Facebook и ВКонтакте) и мобильные приложения играют важную роль в побуждении к совершению покупки. Почти треть опрошенных отметила влияние приложений по обмену фотографиями, таких как Instagram.

Сайты для сравнения цен также оказывают существенное влияние на решение о покупке, хотя молодые россияне пользуются ими реже, чем покупатели в возрасте 45-64 лет.

В связи с активным использованием смартфонов и мобильных приложений роль официальных сайтов брендов значительно уменьшилась.

Доля респондентов, при выборе товара руководствующихся рассылкой электронных сообщений от брендов и ритейлеров, несколько снизилась. Это первый признак того, что такой способ коммуникации не популярен у потребителей, которых раздражают навязчивые сообщения и больше привлекает индивидуальные предложения.

Вовлечение потребителя

Респонденты отметили, что во многом их лояльность к той или иной розничной сети определяется наиболее развитыми услугами ритейлера. Интересен тот факт, что по данным исследования наиболее популярной услугой является либо наличие искомых товаров в магазине, либо возможность проверить в интернете наличие товара в физическом магазине. Не менее важная для потребителя услуга – возможность ознакомиться с отзывами о товаре в интернете.

По мере того как ритм жизни ускоряется, потребители хотят получить товар «здесь и сейчас». Вот почему третья наиболее востребованная услуга – это быстрая и надежная доставка. Респонденты также отметили потребность в привлекательных программах лояльности.

Такие услуги (качества), как местоположение магазина и доверие к бренду, менее важны для потребителей, чем вышеперечисленные. Тем не менее, местоположение все еще является весомым фактором, особенно для жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Они придают больше значения удобному местоположению и быстрой доставке, тогда как для потребителей в регионах более важны отзывы о товаре в интернете.

 

Технологии будущего меняют облик ритейла

Новые технологии также оказывают влияние на практику доставки заказов. В других странах наземные и воздушные дроны уже используются для транспортировки и хранения товаров, а также для доставки на «последней миле» маршрута (от последнего транспортного узла до конечного потребителя). Поэтому неудивительно, что почти треть участников опроса, как в разных странах мира, так и в России, готовы к доставке (особенно недорогих товаров) при помощи дронов.

На самом деле дроны – это лишь один из множества способов доставки, таких как роботы-курьеры, автоматизированные пункты выдачи заказов, решения для доставки при помощи краудсорсинга и традиционные грузовики. Несмотря на то что первые испытания доставки с применением дронов в России были неудачными, существуют возможности использовать дроны для того, чтобы повысить эффективность многих других этапов в рамках цепочки поставок потребительских товаров.

Контакты

Мартайн Пейтерс

Партнер, руководитель практики по предоставлению услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, консультационные услуги

Тел: +7 (495) 967 6029

Юлия Кузнецова

Маркетинг и развитие бизнеса, практика по предоставлению услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров

Тел: +7 (495) 967 6186

Мы в социальных сетях