Skip to content Skip to footer
Поиск

Загрузка результатов

PwC представляет результаты «Опроса члена советов директоров российский компаний» 2020 года

  • 74% сообщают, что основной антикризисной мерой компаний стало сокращение и/или перенос инвестиций на более поздний срок.
  • 93% считают, что есть вопросы, по которым советам директоров уместно напрямую общаться с инвесторами.
  • 48% видят оптимизацию персонала в качестве антикризисного приоритета.
  • 56% включают инновационные и технологические изменения и риски в обсуждение и видят их как стратегические вызовы в перспективе ближайших 5 лет.
  • По мере необходимости реагировать и адаптировать бизнес к регуляторным изменениям в сфере климата «советы директоров будущего» будут уделять значительно больше времени ESG факторам.
  • В сравнительной перспективе российские компании в 2 раза реже прибегали к сокращениям штата, чем компании США.

Москва, 1 июля 2021 года – PwC представляет результаты девятого выпуска «Опроса членов советов директоров российских компаний» 2020 года. Главными темами опроса членов советов директоров российских компаний стали адаптация к кризисным условиям, вызванным пандемией COVID-19, а также изменения в текущих приоритетах и практиках советов директоров, которые позволяют понять, как может выглядеть «совет директоров будущего».

Опрос 2020 г., в котором приняли участие члены советов директоров более 100 компаний, представляющие различные отрасли, подтверждает макроэкономические данные об адаптации российской экономики к кризису. По информации от подавляющего большинства наших респондентов, основной антикризисной мерой стало сокращение инвестиционной активности в настоящее время. При этом сами директора сделали основным фокусом своей антикризисной работы взаимодействие с менеджментом компаний. Директора все также открыты к общению с инвесторами и акционерами. Наконец, важным приоритетом для компаний стала работа с персоналом.

Не первый год мы видим тенденцию того, что советы директоров играют все большую роль в надзоре за технологической трансформацией компании. Ожидается, что для «советов директоров будущего» цифровые инфраструктура и сервисы - неотъемлемые элементы стратегического развития компаний. Кризис оказывает противоречивое влияние на цифровизацию и внедрение новых технологий. С одной стороны, предполагается, что кризис заставит компании пересмотреть скорость процесса трансформации и отложить важные этапы и финансирование до лучших времен. Результаты нашего опроса показывают, что в настоящее время директора стали отдавать значительное предпочтение фокусу на «традиционные» роли и компетенции – стратегию, финансы, контроль и взаимодействие с менеджментом.

С другой стороны, безусловно, среди бенефициаров текущего кризиса были инновационные компании с высокой степенью цифровизации. Почти все опрошенные нами директора говорят о том, что принимают шаги по внедрению инноваций. Меньшая – но все равно значительная часть наших респондентов считают, что инновационные и технологические изменения и риски будут играть решающую роль как в ближайшее время (1-2 года), так и являться стратегическими вызовами в более долгосрочной перспективе (2-5 лет). 98% в той или иной мере занимаются продвижением инноваций в компании. 56% включают инновационные и технологические изменения и риски в обсуждение и видят их как стратегические вызовы в перспективе ближайших 5 лет.

Важными изменениями, которые, как ожидается, будут ассоциироваться с «советом директоров будущего» станет значительно большее внимание нефинансовым приоритетам (устойчивое развитие, разнообразие и корпоративная культура) со стороны советов директоров, поскольку они могут оказывать значительное влияние на успех компаний. И здесь, по результатам опроса российских директоров, мы видим противоречивые результаты.

91% считают, что роли советов директоров будут отличаться в будущем. По мнению опрошенных директоров, советы будут двигаться от надзорной к визионерской роли и уделять больше внимания формированию и поддержанию культуры компании, считают 42% респондентов. Уже и сейчас 47% директоров понимают роль корпоративной культуры в успехе компании и хотят иметь лучшее представлении о ее состоянии, а 80% говорят о том, что уже сейчас отсутствие надзора со стороны совета директоров – одна из причин проблем в корпоративной культуре.

Неопределенность регуляторного воздействия климатических инициатив в России и Европе и уже принятые меры компаниями в сфере изменений климата и устойчивого развития привели к тому, что с одной стороны, 60% опрошенных директоров считают, что понимают факторы и риски ESG (экологии, социальной ответственности и корпоративного управления), а текущая стратегия их учитывает. С другой, только 38% директоров видят связь этих факторов с финансовыми последствиями для компаний. Однако, очевидно, что по мере необходимости реагировать и адаптировать бизнес к регуляторным изменениям в сфере климата «советы директоров будущего» будут уделять значительно больше времени ESG факторам, на сегодня 49% уже говорят об учете ESG факторов в стратегии компании.

«На повестку дня ведущих компаний все чаще выходят такие темы, как устойчивое развитие, цифровизация и технологии, культурная трансформация. События последнего года в сфере ESG – прежде всего, в сфере регулирования – будут оказывать долгосрочное влияние на выручку и капитализацию многих российских компаний, а следовательно, могут потребовать перестройки бизнес-модели и стратегии данных компаний. Инвесторы также обращают все большее внимание на ESG при принятии решений. ESG-инвесторы считают нефинансовые факторы одним из своих основных фокусов при анализе рисков и возможностей роста. Директора реагируют на запрос инвесторов. В этом году о том, что вопросы социальной ответственности и устойчивого развития важны для инвесторов, говорят 44% наших респондентов.»

Елена Дубовицкая, директор практики по корпоративному управлению и устойчивому развитию PwC в России

Российские директора, в своем большинстве, поддерживают ценность разнообразия для советов и компаний. Однако, наш опрос показывает, что, в первую очередь, они имеют в виду разнообразие бизнес опыта. Когда речь заходит про разнообразие личностных характеристик (гендер/возраст/ национальность/раса) – этот тип разнообразия не находит значительной поддержки. Более того, все еще существует убежденность, что этот фокус – дань политической корректности. По мере постепенной диверсификации состава совета директоров будет меняться и понимание этих проблем «советами директоров будущего».

89% респондентов согласны, что разнообразие на уровне советов директоров создает уникальные возможности. 95% видят ценность разнообразных компетенций и бизнес-опыта для совета директоров. 33% видят ценность разнообразия личностных характеристик (возрастное, гендерное, расовое и этническое разнообразие) для совета директоров. 28% оценивают на «отлично» работу по подбору персонала и развитию перспективного управляющего персонала с учетом принципов социокультурного разнообразия.

70% считают, что инициативы относительно разнообразия в совете директоров продиктованы политкорректностью. Говоря про текущие составы советов, опрошенные директора видят необходимость проводить изменения. В конечном итоге, кризис – это не только вызов, а также и возможность для эволюции совета директоров, которая поможет провести компанию через сложности текущего кризиса и адаптировать ее к будущему. 58% хотели бы поменять как минимум одного члена совета директоров их компании.

Несмотря на высокую текущую неопределенность, вероятность восстановления экономической активности и регулятивные требования делают работу с персоналом важным антикризисным направлением для компаний в России. В сравнительной перспективе российские компании в 2 раза реже прибегали к сокращениям штата, чем компании США. 26% корректировали численность и штатное расписание в компаниях, 39% были нацелены на поддержание мотивации сотрудников Фокус на работу с персоналом отражается и в ожиданиях советов директоров от менеджмента в период пандемии. Безопасность сотрудников (и клиентов) и их мотивация – приоритетные ожидаемые компетенции и модели поведения менеджмента компании. Еще одним очевидным запросом к менеджменту со стороны совета директоров в период кризиса стал креативный подход к ведению бизнеса с необходимостью поиска новых идей.

Информация о PwC

В PwC мы работаем с целью укрепления доверия общества к бизнесу и решения важных проблем. PwC представляет собой сеть фирм в 155 странах мира, объединяющую свыше 284 000 специалистов, которые готовы оказывать качественные услуги в области аудита, бизнес-консультирования и налогообложения. Ознакомьтесь с более подробной информацией и расскажите нам о том, что важно для вас, на нашем сайте www.pwc.com.

Под «PwC» понимается международная сеть фирм PwC и (или) одна или несколько входящих в нее фирм, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Более подробная информация представлена на сайте www.pwc.com/structure.

Контакты

Анна  Смищенко-Миронова

Анна Смищенко-Миронова

Руководитель пресс-службы, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6172

Мария Новикова

Мария Новикова

Специалист пресс-службы, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000

Мы в социальных сетях