Три четверти руководителей компаний ожидают возобновления роста экономики в 2021 году

  • Опрос более 5 000 руководителей крупнейших компаний мира, проведенный PwC, продемонстрировал рекордный уровень оптимизма.
  • 76 % бизнес-лидеров считают, что в 2021 году темпы роста мировой экономики ускорятся.
  • Доля руководителей компаний, выразивших уверенность в перспективах роста, составила 42 %
  • По мнению глав крупнейших компаний, США опережает Китай среди рынков с самым высоким потенциалом для роста бизнеса.
  • Проблема дезинформации оказалась в десятке основных угроз для роста.

11 марта 2021 года – PwC представляет результаты 24-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, проводившегося компанией в период с января по февраль 2021 года. В этом году в нем приняли участие 5 050 руководителей из 100 стран и регионов.

Спустя год после объявления пандемии COVID-19 руководители крупнейших компаний с рекордным оптимизмом смотрят на перспективы восстановления мировой экономики: 76% мировых бизнес-лидеров ожидают, что в 2021 году темпы экономического роста ускорятся.

Доля руководителей компаний, выразивших уверенность в перспективах роста, выросла: в 2019 году таких респондентов было 22 %, а в 2020 году они составляли уже 42 % участников опроса. Таким образом, доля оптимистически настроенных руководителей оказалась самой высокой с 2012 года, когда этот вопрос был впервые включен в исследование.

Подавляющее число респондентов, позитивно настроенных в отношении роста мировой экономики, оказалось в Северной Америке и Западной Европе: 86 % и 76 % руководителей из этих стран соответственно прогнозируют ускорение роста мировой экономики в начавшемся году.

«Весьма обнадеживает, что после тяжелого для всех года, люди, отвечающие за принятие инвестиционных решений и наем сотрудников, начали проявлять осторожный оптимизм в отношении начавшегося года. Бизнес-лидеры верят в возобновление роста, и их оптимизму способствует быстрая разработка вакцин и их вывод на рынок во многих регионах мира. Во время пандемии руководители компаний были вынуждены пересматривать и переформулировать свои подходы и методы работы, одновременно стараясь контролировать пошатнувшийся баланс и поддерживать сотрудников, которым пришлось работать в исключительных условиях».

Боб Мориц, президент международной сети фирм PwC

Возобновление роста выручки до долгосрочных средних показателей

Около 36 % опрошенных руководителей компаний заявили, что они «совершенно уверены» в перспективах роста выручки своих организаций в течение следующих 12 месяцев, по сравнению с 27 % таких ответов в 2020 году.

Несмотря на рост такой уверенности в целом по миру отмечается широкий разброс мнений в зависимости от отрасли, что отражает разную степень воздействия пандемии на потребительское поведение. Руководители технологических и телекоммуникационных компаний выражают наиболее высокую степень уверенности – 45 % и 43 % соответственно. В то же время руководители компаний сектора транспорта и логистики (29 %), гостиничного бизнеса и туристских услуг (27 %) наименее уверены в возможности своих компаний увеличить выручку в течение ближайших 12 месяцев.

Боб Мориц добавил:

«Сейчас перед руководителями стоят две важнейшие задачи: во-первых, необходимо завоевать доверие широкого круга заинтересованных сторон, которые возлагают большие надежды на бизнес, а во-вторых, компании должны приспособиться к быстро меняющейся внешней среде и обеспечить устойчивые результаты. Организации, которые справятся с этими задачами, будут иметь все возможности для того, чтобы выйти из пандемии сильными, устойчивыми и эффективными, способными противостоять будущим потрясениям».

США опережают Китай среди рынков с самым высоким потенциалом роста бизнеса

Результаты опроса показывают, что США сохраняют лидерство в рейтинге рынков, на которых руководители компаний рассчитывают обеспечить рост своего бизнеса в ближайшие 12 месяцев: этому рынку отдают предпочтение 35 % респондентов – на семь процентных пунктов больше тех, которые ожидают рост на китайском рынке (28 %). В 2020 году респондентов, предпочитающих рынок США, было лишь на один процентный пункт больше тех, кто выбирал Китай.

На мнение руководителей компаний в США оказывали воздействие новые политические события и существующие противоречия. Ориентируясь на фактор роста, они переносят центр внимания с Китая на Канаду и Мексику: по сравнению с 2020 годом интерес американских руководителей к этим двум странам вырос на 78 %. Тем временем среди руководителей китайских компаний растет интерес к таким крупным рынкам, как США, Германия и Япония – преимущественно на эти страны направлены их планы по экспорту.

Германия, которую выбрали 17 % респондентов, сохраняет за собой третье место в списке регионов с высоким потенциалом для роста бизнеса, а Великобритания после выхода из ЕС поднялась на четвертое место (11 %), обойдя Индию (8 %). Япония также приближается к верхним строкам рейтинга, став шестой страной, наиболее привлекательной для роста бизнеса, сменив Австралию, занимавшую эту позицию в прошлом году.

В год проведения конференции COP26 угроза изменения климата не рассматривается как приоритетная

Доля руководителей, выразивших свою тревогу в связи с глобальным изменением климата, увеличилась с 24 % в 2020 году до 30 % в 2021 году. Это крайне незначительное увеличение на фоне планируемой конференции COP26, которая в этом году пройдет в Глазго (Великобритания). Данный показатель следует также рассматривать в контексте растущей озабоченности другими типами угроз.

Изменение климата занимает девятое место среди угроз, которые по мнению руководителей компаний создают наиболее серьезный риск для экономического роста. Кроме того, еще 27 % респондентов выбрали варианты «совершенно не беспокоит» или «не слишком беспокоит» в ответ на вопрос об угрозе изменения климата. Возможно, это связано с тем, что изменение климата не воспринимается как непосредственная угроза для роста по сравнению с другими проблемами, такими как пандемия, чрезмерное регулирование и киберугрозы.

В то же время 39% опрошенных руководителей считают, что их организациям необходимо активнее «измерять» воздействие на окружающую среду. При этом 43 % респондентов полагают, что есть острая необходимость в «раскрытии» данной темы – показатель оказался выше, чем в любой другой области. Это вселяет надежду, поскольку более обширная и качественная информация о воздействии на окружающую среду крайне важна для осуществления перемен, необходимых для перехода к экономике с нулевым балансом выбросов.

Однако в своей работе по управлению стратегическими рисками 60 % руководителей пока не учитывают климатические риски, что вызывает тревогу, поскольку изменение климата создает все более серьезную физическую угрозу для бизнеса. В разрезе регионов руководители из стран, в большей степени подверженных природным рискам, таких как Индия и Китай, оказались в меньшей степени подготовлены к вызовам, связанным с изменением климата.

В результате пандемии COVID-19 23 % руководителей планируют значительное увеличение инвестиций в инициативы в области устойчивого развития, однако почти треть руководителей никаких изменений не планирует.

Боб Мориц отмечает:

«Никогда прежде у общества не возникала такая сильная потребность в получении помощи от бизнеса при решении сложнейших проблем. Широкий круг заинтересованных сторон, включая сотрудников, клиентов, инвесторов, органов власти и гражданского общества, ожидает, что бизнес сыграет в этом свою роль – и бизнес должен сделать все возможное, чтобы оправдать подобные ожидания. Это важно как с общественной, так и с коммерческой точки зрения. Компании, не оправдавшие ожидания, рискуют утратить доверие заинтересованных сторон, доступ к капиталу и возможности для дальнейшей деятельности».

Рост опасений в связи с киберрисками, налоговой политикой и дезинформацией

Пандемия и кризис в сфере здравоохранения возглавили список угроз для перспектив роста, опередив опасения по поводу чрезмерного регулирования, которое руководители компаний из разных стран мира называли основным риском на протяжении нескольких лет, начиная с 2014 года.

Развитие цифровизации повышает риски, связанные с киберугрозами. К тому же в 2020 году отмечался значительный рост инцидентов, связанных с нарушением кибербезопасности, в том числе атак программ-вымогателей, и все это привело к резкому повышению озабоченности руководителей компаний в отношении киберугроз: 47 % респондентов поставили эту угрозу на второе место в списке беспокоящих их вопросов, в то время как в 2020 году их доля составила 33 %. Киберугрозы особенно волнуют руководителей компаний в Северной Америке и Западной Европе: в этих регионах участники опроса посчитали данную проблему еще более серьезной, чем пандемия.

Кроме того, растет озабоченность руководителей компаний в отношении распространения дезинформации (28 % по сравнению с 16 % в 2020 году), которая оказывала воздействие на выборы, репутацию и на общественное здравоохранение, что еще больше сказывалось на снижении доверия общества к бизнесу в целом.

В 2020 году опасения относительно неопределенности налоговой политики не вошли в десятку наиболее серьезных проблем по мнению руководителей компаний: значимость этой темы тогда отметили только 19 % опрошенных. В этом году ее важность в глазах руководителей компаний резко выросла, и данная угроза заняла седьмое место (31 %). Очевидно, что руководители компаний с тревогой наблюдают за наращиванием государственного долга, понимая, что это, скорее всего, приведет к росту налогов для бизнеса.

 

Цифровые инвестиции для обеспечения готовности к будущему

Отвечая на вопрос об инвестициях в цифровую трансформацию, почти половина респондентов (49 %) рассказала об увеличении расходов на такие проекты на 10 и более процентов. Несмотря на то, что руководителей компаний все больше беспокоит угроза кибератак, это беспокойство не приводит к решительным действиям. Менее половины руководителей компаний, планирующих расширять инвестиции в цифровизацию, намереваются при этом повышать расходы на кибербезопасность и конфиденциальность данных на 10 или более процентов.

В то же время растет число руководителей компаний (36 %), планирующих применять автоматизацию и технологии для повышения конкурентоспособности своих трудовых ресурсов: количество респондентов, давших такой ответ, увеличилось по сравнению с 2016 годом более чем в два раза.

Боб Мориц отмечает:

«В годовщину начала пандемии мы переживаем переломный момент, когда масштабы вакцинации растут по всему миру. И хотя мы пока не знаем, каким образом будет идти восстановление, уже ясно, что мы не сможем просто вернуться к той точке, в которой находились до пандемии. Чтобы добиться необходимых перемен, руководителям придется мыслить по-новому и постоянно оценивать принимаемые решения и совершаемые действия с учетом их воздействия на все общество. При этом им нужно будет направлять усилия на укрепление доверия и на обеспечение устойчивых результатов для заинтересованных сторон, общества и всей нашей планеты».

Информация для редакторов:

Текст отчета можно скачать на нашем сайте по ссылке, начиная с 11 марта: ceosurvey.pwc.

Специалисты PwC опросили 5 050 руководителей компаний из 100 стран и регионов. Опрос проходил в январе-феврале 2021 года. По сравнению с прошлым годом количество респондентов выросло: в 2020 году в опросе принял участие 3 501 человек. Мировые и региональные показатели в данном отчете основаны на дополнительной выборке 1 779 глав компаний, отобранных пропорционально номинальному показателю ВВП их стран, что позволило обеспечить репрезентативность мнений руководителей из всех важнейших регионов. Дополнительная информация по регионам, странам и отраслям экономики может быть предоставлена по запросу.

Из 1 779 руководителей, чьи ответы были использованы в мировых и региональных показателях:

  • Выручка 6 % организаций составила 25 млрд долларов США или более.
  • Выручка 9 % организаций составила от 10 до 25 млрд долларов США.
  • Выручка 35 % организаций составила от 1 до 10 млрд долларов США.
  • Выручка 34 % организаций составила от 100 млн до 1 млрд долларов США.
  • Выручка 14 % организаций составила менее 100 млн долларов США.
  • Из них доля частных компаний – 60 %.

Мы также провели подробные личные интервью с руководителями компаний из шести регионов. В отчете приведены некоторые цитаты из интервью с ними. С более подробным текстом интервью можно ознакомиться на сайте https://www.strategy-business.com/inside-the-mind-of-the-ceo.

Информация о PwC

В PwC мы работаем с целью укрепления доверия общества к бизнесу и решения важных проблем. PwC представляет собой сеть фирм в 155 странах мира, объединяющую свыше 284 000 специалистов, которые готовы оказывать качественные услуги в области аудита, бизнес-консультирования и налогообложения. Ознакомьтесь с более подробной информацией и расскажите нам о том, что важно для вас, на нашем сайте www.pwc.com.

Под «PwC» понимается международная сеть фирм PwC и (или) одна или несколько входящих в нее фирм, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Более подробная информация представлена на сайте www.pwc.com/structure.

Контакты

Анна  Смищенко-Миронова

Анна Смищенко-Миронова

Руководитель пресс-службы, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6172

Мария Новикова

Мария Новикова

Специалист пресс-службы, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000

Мы в социальных сетях