Потеря стоимости
Потеря стоимости является одной из наиболее существенных статей стоимости владения для автомобилей всех классов.
Согласно получнным результатам потеря стоимости за три года автомобилей классов В (компактный), C (гольф), D (средний) и компактный кроссовер составляют порядка 29–35 % от общей стоимости. При этом данный показатель для среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. составляет 37–42 % общей стоимости. Наибольший процент стоимости в первые три года теряют автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. – 49 % и 43 % соответственно. По сравнению с началом 2016 г. доля данного параметра в общей стоимости снизилась в классе B (компактный), классах среднеразмерные кроссоверы и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. на 2–3 %. Доля потери стоимости осталась фактически на прежнем уровне в классе компактные кроссоверы и в классе С (Гольф) и увеличилась во всех остальных классах на 1–3 %.
Автомобили внутри одного класса также обесцениваются по-разному. На это могут влиять различные факторы, например:
- надежность и репутация модели автомобиля;
- соотношение спроса и предложения на конкретную модель на рынке автомобилей с пробегом;
- наличие или отсутствие на рынке новых автомобилей обновленной версии данной модели;
- динамика цен на аналогичные новые автомобили.
Кредит
Ставка по автокредитам продолжает снижаться на протяжении двух лет. В среднем для всех анализируемых классов ставка по трехлетнему кредиту (при условии 50 % первоначального взноса) в начале 2016 г. составляла 16,1 % и 19–23 % в 2015 г. По состоянию на начало 2017 г. показатель снизился до 14,4 %. Данная тенденция обусловлена снижением ключевой ставки, которая по состоянию на начало 2017 г. составляла 10 % и к концу полугодия снизилась до 9 %.
В 2016 г. выросло количество автомобилей, проданных в кредит (помимо снижения ключевой ставки на ситуацию благоприятно повлияли программы льготного кредитования). При этом общий объем выданных кредитов снизился по сравнению с 2015 г. на 6,5 %. Также увеличилась средняя сумма кредита, что вызвано сменой кредитной политики (банки отдают предпочтение более состоятельным заемщикам с хорошей кредитной историей, стараясь «отсеивать» неплатежеспособное население).
За прошедший год произошло повышение порога для льготного автокредитования: под программу теперь попадают автомобили, цена которых не превышает 1 450 000 рублей, годом ранее порог составлял 1 150 000 рублей.
Топливо
С января 2017 г. акцизы на бензин 5-го экономического класса поднялись с 10 130 до 10 535 руб. за тонну (примерно на 4 %). Еще более значительный рост наблюдается у акциза на дизельное топливо: здесь тариф возрос с 5 293 до 6 800 руб. (рост 28,5 %) за тонну.
Расходы на топливо в общей стоимости владения автомобилем различаются для рассматриваемых классов: чем дороже автомобиль, тем незначительнее для него затраты на топливо. Для автомобилей классов B (компактный) и C (гольф) расходы на топливо составляют порядка 23–24 % от стоимости владения, в остальных классах – 6–15 %.
Страхование (ОСАГО и КАСКО)
Страхование составляет существенную статью расходов в общей стоимости владения автомобилем – 19–26 %. По сравнению с прошлым годом стоимость страхования составляла 21–27 %. В среднем доля расходов на страхование снизилась с 23 % до 21 %. По результатам 2016 г. как по ОСАГО, так и по КАСКО было заключено меньше договоров по сравнению с 2015 г. Однако в денежном выражении на рынке ОСАГО наблюдается рост. Падение на рынке КАСКО объясняется тем, что продажи новых автомобилей упали и многие владельцы предпочли не оформлять КАСКО, если автомобилю больше года. Более того, лимит по ОСАГО был повышен, что также негативно отразилось на рынке КАСКО-страхования.
В денежном выражении чем дороже автомобиль, тем дороже страхование. Как результат, самые большие расходы на страхование приходятся на автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники.
Однако помимо цены автомобиля существуют другие факторы, оказывающие влияние на стоимость страхования:
- стоимость запчастей и ремонтных работ;
- коэффициент угоняемости;
- эксклюзивность автомобиля и пр.
Налоги и сборы
В 2016 г. был расширен список автомобилей, на которые будет распространяться повышенный транспортный налог. По сравнению с предыдущим годом количество автомобилей, попадающих под налог на роскошь, было увеличено с 425 до 708 моделей. Большая часть расширенного списка включает автомобили стоимостью от 5 до 10 млн руб.
Налоги и сборы составляют порядка 1,5–1,6 % от общей стоимости владения для автомобилей классов B (компактный) и C (гольф) с объемом двигателя в среднем 100 и 112 л. с., для автомобилей классов D (средний) и компактных кроссоверов с объемом двигателя в среднем 145 и 142 л. с., соответственно.
Для автомобилей классов E (бизнес), среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. – порядка 2,1–2,5 %.
Налоги и сборы для внедорожников свыше 3 млн руб. составляют порядка 5 % из-за более высокого налога на роскошь.
Прочие расходы
Прочие расходы на содержание автомобиля, которые включают покупку зимних шин, стоимость замены шин два раза в год и мойку два раза в месяц, повысились по сравнению с предыдущим периодом, однако ввиду небольшой доли в общей стоимости владения, они не оказали значительного влияния на изменение стоимости владения автомобилем.
Расходы на парковку (для Москвы)
С целью разгрузки городских парковок в конце 2016 г. была увеличена стоимость как почасовой парковки, так и годовых и месячных абонементов. В дальнейшем также ожидается повышение тарифов, поскольку планируется достижение 15 % свободных мест на парковках.
Стоит отметить, что при регулярном пользовании платной парковкой доля данных расходов в стоимости владения становится значительной и тем выше, чем ниже стоимость автомобиля.