Обзор ключевых аспектов европейского футбола из исследования PwC Италия

PwC в Италии совместно с Итальянской федерацией футбола (FIGC) опубликовали ежегодный отчет о состояниях и перспективах итальянского футбола. В исследовании представлена подробная информация о статистических и экономических показателях футбольной индустрии в Италиина всех уровнях: от национальной сборной и профессиональных клубов, до любительского и детско-юношеского футбола. Особый интерес представляет часть исследования, посвященная сравнению показателей лиги с другими европейскими странами и регионами. Предлагаем вашему вниманию наиболее любопытные, на наш взгляд, выдержки из отчета. С версией исследования на английском языке можно ознакомиться по ссылке.


Инвестиции в футбольные стадионы, 2008–2018 годы

В течение рассматриваемого периода (2008–2018 годы) в европейских странах были реализованы 163 проекта по строительству/реконструкции стадионов с общим объемом инвестиций 19 млрд евро.

Масштабные инвестиции в футбольную инфраструктуру осуществлялись по ряду различных причин, в зависимости от задач, стоящих перед той или иной страной.

Наиболее крупные вложения в футбольные стадионы приходятся на страны–хозяйки международных футбольных турниров. Так, в России, занимающей первое место в рейтинге, проходил ЧМ-2018, в Польше (второе место) и Украине (пятое) – Евро-2012, во Франции (третье) – Евро-2016.

В занимающей четвертое место Турции ключевым фактором для крупных по европейским меркам инвестиций в футбольную инфраструктуру стала поддержка футбола на государственном уровне. При этом крупные турниры в стране не проводились в предыдущие годы и не планируются в ближайшие несколько лет.

В экономически развитых футбольных лигах, таких как Англии, Германия или Испания, футбольные клубы получают существенные доходы от коммерческой деятельности, что позволяет им реинвестировать заработанные средства в инфраструктуру. Отметим, что в Германии было построено 16 стадионов (больше только в России, Турции и Польше), при этом по объему затраченных средств страна находится только на 9-м месте.

Интересный факт. Россия входит в число европейских лидеров по количеству новых стадионов в высшей лиге. На сегодняшний день 11 из 16 клубов РПЛ играют на стадионах, построенных после 2008 года.

Лидерами по количеству реализованных проектов по строительству стадионов в Европе стали Турция (28 арен) и Польша (26). Самые крупные стадионы были построены в России в преддверии ЧМ-2018 (по регламенту ФИФА вместимость стадиона должна быть не менее 40 000 человек) и на Украине, где проходили матчи Евро-2016, в том числе финал турнира. Во Франции, где проходил Евро-2012, также строили стадионы с большой вместимостью. Отметим, что в России и Турции большинство проектов – это строительство новых арен, 27 из 28 и 14 из 16 соответственно.

Ввиду того, что с каждым новым турниром требования к стадионам растут, самые вместительные и технологически оснащенные арены расположены в странах, недавно проводивших крупные футбольные турниры.

Интересный факт. В 27 городах Турции реализуется инициатива по строительству 30 новых стадионов, общая вместимость которых составит 634 тыс. зрителей. Согласно заявлениям местных футбольных чиновников, одна из ключевых целей программы – проведение крупного футбольного турнира международного уровня.


Новые стадионы – новые возможности, 2008–2018 годы

Как правило, открытие нового стадиона приводит к существенному росту посещаемости в первый год после начала его эксплуатации. Причем данная тенденция наблюдается независимо от вместимости стадиона – значительный рост отмечался у всех арен, рассматриваемых в отчете. Это характерно и для Российской Премьер-Лиги, где после появления новых стадионов был установлен рекорд по средней посещаемости матчей. Будет любопытно проанализировать влияние фактора ввода новых стадионов на изменение посещаемости в последующие периоды.

Интересный факт. По итогам сезона-2018/19 средняя посещаемость в РПЛ составила 16 800 зрителей, что на 21% больше по сравнению с предыдущим сезоном.


Сравнение инфраструктурных показателей европейского футбола и ведущих североамериканских лиг по разным видам спорта (МЛС, НБА, НХЛ, МЛБ, НФЛ), 2008–2018 годы

Средний объем инвестиций в строительство новых стадионов в Северной Америке в перерасчете на одно зрительское место существенно превышает европейские показатели, что можно объяснить более совершенной технической оснащенностью и многофункциональностью североамериканских стадионов. Стадионы, используемые для проведения домашних матчей командами сразу по нескольким видам спорта, как правило, требуют наибольших вложений.

Стоит обратить внимание на то, что строительство только футбольных арен в Северной Америке в перерасчете на одно зрительское место также превышает европейский показатель (в 1,7 раза).

Интересный факт. Планирующаяся к открытию в 2020 году в Инглвуде (пригород Лос-Анджелеса) новая арена команд НФЛ «Лос-Анджелес Рэмс» и «Лос-Анджелес Чарджерс» станет самой большой в НФЛ. Помимо спортивной арены, здесь разместятся концертный зал и большой парк. Объем инвестиций в строительство комплекса достиг рекордных 5 млрд долл. США. Вместимость главной арены составит 100 тыс. зрителей. На арене уже запланированы проведение финального матча НФЛ Super Bowl 2022 года, а также открытие и закрытие Летних Олимпийских игр, которые пройдут в Лос-Анджелесе в 2028 году.


Продажа нейминговых прав стадионов – топ-10 европейских чемпионатов и ведущие североамериканские лиги, 2019 год

– количество сделок по продаже нейминговых прав

– доля сделок с иностранными компаниями

Практика продажи нейминговых прав арен наиболее развита в Северной Америке: в МЛБ ею воспользовались 19 из 30 команд (63 %), в НХЛ – 30 из 31 команд (97 %), в НБА – 28 из 30 команд (93 %), в НФЛ – 24 из 32 команд (75 %), в МЛС – 20 из 24 команд (83 %).

В Европе наибольшее количество сделок с нейминговыми правами реализуются в Германии – 14 из 18 команд (78 %) и в Нидерландах – 8 из 18 команд (44 %).

В России данный тип спонсорства также практикуется: владельцы 5 из 16 арен, на которых играют клубы РПЛ, реализовали спонсорам свои нейминговые права: «Зенит», «Локомотив», ЦСКА, «Спартак» и «Динамо».

Как правило, в Европе нейминговые сделки заключаются с локальными компаниями, за исключением Испании (единственный стадион – «Ванда Метрополитано», сделка китайской Wanda Group), Италии (2 из 3 стадионов реализовали нейминговые права иностранными компаниям) и Англии (5 из 6 стадионов).

Интересный факт. В Северной Америке существует практика реализации нейминговых прав не только для стадионов: владельцы клуба НБА «Голден Стэйт Уорриорз», планирующие открыть новую арену Chase Center в сентябре 2019 года, за три года до открытия продали нейминговые права на название арены – американскому финансовому холдингу JPMorgan Chase – а в мае 2019 года реализовали нейминговые права на прилегающую к новому стадиону территорию площадью 4,5 га компании по оказанию медицинских услуг Kaiser Permanente. В рамках новой спонсорской сделки территория вокруг арены получила название Thrive City в честь слогана компании.


Структура выручки клубов Серии А, 2013–2018 годы, тыс. евро

В структуре доходов итальянских футбольных клубов наибольшую долю в сезоне 2017/18 составили доходы от продажи медиаправ – 60 %. На втором месте идут коммерческие доходы – 25 %, затем билетная выручка – 15 %. Сезоном ранее доля выручки от продажи медиаправ достигала 75 %, а на доходы от коммерческой деятельности и продажи билетов приходились равные доли по 14 %.

Прослеживается общее увеличение совокупной выручки клубов Серии А. Главным драйвером роста доходов в сезоне 2017/18 стала рост билетная выручка от международных матчей (+108 % по сравнению с сезоном 2016/17), во многом благодаря удачному выступлению «Ювентуса» в Лиге Чемпионов.

Замедление роста доходов от продажи медиаправ можно объяснить цикличностью таких сделок, так как они заключаются сразу на несколько лет. Наибольшая доля спонсорских доходов пришлась на доходы от титульных спонсоров – 51 %.

Интересный факт. В РПЛ большая часть доходов в сезоне 2017/18 приходится на коммерческие доходы – 51,9 %. Доля билетной выручки составляет 7,7%, доля доходов от продажи медиаправ – 4,5 %. Остальные 35,7 % приходятся на поступления от УЕФА, целевые поступления и прочие доходы.


Стадионы Серии A, Серии B и Серии C, 2017–2018 года

В таблице приведена информация о наличии на стадионах беговых дорожек и крытых мест, применении раздельного сбора мусора и использовании альтернативных истояников энергии

Отметим, что средний возраст стадионов в трех итальянских лигах – 60 лет, что очень много по европейским меркам. Данный факт можно объяснить тем, что в Италии абсолютное большинство футбольных арен принадлежит муниципалитетам, в связи с чем клубам сложно договориться об их модернизации. Еще одной причиной такого положения дел стало отсутствие крупных международных футбольных соревнований в Италии на протяжении последних десятилетий (согласно регламенту организаторов крупных турниров матчи должны проходить на новых и современных стадионах). Тем не менее, в ближайшие несколько лет ожидается модернизация ряда итальянских стадионов.

Интересный факт. На туринском «Альянц Стадиум», домашнем стадионе «Ювентуса», открытом в 2011 году, освещение обеспечивается альтернативными источниками энергии, которые используют силу ветра и солнечныей свет. Солнечная энергия также обеспечивает обогрев трибун и подачу горячей воды в помещениях арены.

Контакты

Олег Малышев

Партнер, руководитель практики сопровождения сделок, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6138

Александр Кардаш

Директор, отдел корпоративных финансов, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 2393

Анастасия Шалимова

Менеджер, практика оказания услуг спортивным организациям, PwC Россия

Тел: + 7 (495) 967 6000, доб. 3209

Владимир Агеев

Старший консультант, практика оказания услуг спортивным организациям, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6000

Мы в социальных сетях