Пространство города для человека

Исследование уровня и динамики градостроительного развития крупнейших мегаполисов мира

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровую градостроительную политику в следующем ключе: «Здоровое градостроительство использует планировочные практики, которые улучшают здоровье и повышают благосостояние, а также имеют много общего с принципами устойчивого развития. Это означает фокус на людях и на том, как они используют окружающую их среду при планировании, а не просто сосредоточение внимания только на строительстве зданий и экономике»

Настоящее исследование PwC представляет собой поиск городов на карте двух координат: качества городской жизни и нагрузки на природную среду. Первая координата отвечает за фокус на людях: то, что могут предложить города своим жителям, насколько городские услуги достаточны, близки и финансово доступны; то есть те параметры, которые способствуют здоровью, процветанию и комфортной жизни горожан. Вторая координата –  за устойчивое развитие: насколько велико воздействие городской системы на окружающую среду, много ли земли занимает город, - это взгляд, показывающий, насколько внимательно относится город к своей среде.

На что смотрели

14 мегаполисов

Париж, Сеул, Токио, Гонконг, Барселона, Шанхай, Нью-Йорк, Берлин, Мехико, Сингапур, Сан-Паулу, Чикаго, Москва

View more

Комфортность для горожанина

8 областей (жилищная сфера, инфраструктура и объекты социального обслуживания, объекты торговли, объекты культуры и досуга, объекты рекреации, места приложения труда, внутренний транспорт, внешний транспорт) проанализированы с точки зрения достаточности, финансовой доступности и близости инфраструктуры и услуг

View more

Экологичность

Уровень загрязнения воздуха, потребление энергетических ресурсов и качество землепользования

View more

Динамика градостроительной деятельности

  • что, где и в каком объеме строится в городах;
  • способствуют ли объемы строительства повышению уровня обеспеченности жителей объектами инфраструктуры;
  • насколько положительно жители города воспринимают данные перемены;
  • способствует ли выбранная городами модель развития повышению интенсивности и эффективности.

View more

Глобальные тренды и приоритеты развития городов

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ:

Развитие городов происходит в контексте общемировых трендов. Четыре ключевых тренда оказывают влияние на градостроительное развитие:

  • Урбанизация и демографические изменения
  • Глобализация, усиление экономических связей и мобильности населения
  • Технологический прогресс и структурные изменения в экономике
  • Техногенная нагрузка на окружающую среду и возрастающий дефицит природных ресурсов.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ:

Городские стратегические документы показывают ключевые фокусы городов при решении озвученных задач. Приоритеты лежат в следующих областях:

  • Обеспечение доступности жилья
  • Надежная мобильность на основе общественного транспорта
  • Экономический рост для всех
  • Интенсивное землепользование
  • Устойчивое развитие и сохранение окружающей среды.

Города в системе координат развития

Города были проанализированы по количественным и качественным показателям, характеризующим их с точки зрения комфортности проживания, интенсивности использования природных ресурсов и создаваемой нагрузки на окружающую среду.

Комфортность города для проживания формируется за счет наличия, близости и финансовой доступности физической инфраструктуры и объектов сферы услуг, необходимых для жизни и процветания человека. Качество и организация городской среды во многом определяют уровень развития основных сфер жизни города.

Для анализа ресурсоемкости и нагрузки на окружающую природную среду были рассмотрены показатели, характеризующие уровень загрязнения воздуха, потребление энергетических ресурсов и качество землепользования.

В зависимости от значений показателей города были распределены в системе координат двух осей: ось X — комфортность проживания, Y — экологичность; и отнесены к одной из 4-х групп:

Аскет — город, обеспечивающий наименьшую нагрузку на среду при сравнительно невысоком уровне доступа к инфраструктуре и услугам.

Эгоист — город, потребляющий значительное количество природных ресурсов, но не имеющий достаточно развитой инфраструктуры, покрывающей всю территорию.

Альтруист — город, достигший максимального уровня развития инфраструктуры и услуг при рачительном отношении к ресурсам и контролируемом воздействии на окружающую среду.

Гедонист — город, в котором высокий уровень развития инфраструктуры и услуг достигается за счет активного использования ресурсов и значительной нагрузки на природную среду.

Города в системе координат развития

Текущий уровень градостроительного развития

Москва вместе с такими развитыми городами как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Берлин и Барселона вошла в группу городов – альтруистов, которые, согласно нашей методике, достигли максимального уровня развития инфраструктуры и услуг при рачительном отношении к ресурсам и контролируемом воздействии на окружающую среду: 4 место из 14 по уровню комфортности для проживания; 4 место – по уровню экологичности.

Москва

Результаты Москвы обеспечиваются за счет сбалансированного развития основных аспектов пространственной организации (равномерность значений показателей), а также лидирующих значений по ряду направлений:

  • Москва - лидер среди 14 городов по комфортности социальной инфраструктуры: близость объектов к местам проживания, их разнообразие и финансовая доступность услуг сопровождаются высокой удовлетворенностью жителей.
  • Москва занимает 3-ее место среди 14 городов по уровню комфортности досуговой инфраструктуры, лидируя по количеству досуговых объектов в пешей доступности и их разнообразию.
  • Москва является лидером по количеству торговых объектов в пешей доступности, что достигается за счет развития розничных точек. При этом обеспеченность площадью крупных торговых центров в Москве достаточно низкая. 
  • Москва характеризуется высоким уровнем развития инфраструктуры общественного транспорта, прежде всего, наземного – 3 место в категории Транспорт, 7 место – по уровню близости жилья.
  • Москва является одним из самых озелененных городов с высокой долей площади всех зеленых насаждений и доступностью общественных парков и скверов.
Развитие объектов социальной инфраструктуры
Развитие объектов досуга и культуры
Зона обслуживания транспорта
Близость парков и скверов к местам проживания

Результаты социологического опроса жителей

Жилищная сфера
Жилищная сфера

Место Москвы - 11

82% опрошенных в Москве хотели бы иметь жилье лучше качеством и больше по размерам.

Причины для Москвы
Несоответствие желаемого типа жилья фактическому
Респонденты, указавшие финансовые причины как основные барьеры покупки
Объекты социального обслуживания
Объекты социального обслуживания

Место Москвы - 1

Удовлетворенность качством детских садов у дома
Удовлетворенность качеством школ у дома
Удовлетовренность качеством медицинских услуг у дома
Объекты культуры и досуга
Объекты культуры и досуга

Место Москвы - 3

досуговые заведения в пешей доступности
места, которые находятся далеко
Объекты рекреации
Объекты рекреации

Место Москвы - 6

Удовлетовренность качеством рекреационных пространств у дома
прогулки в парке рядом с домом
какой парк вы бы хотели иметь рядом с домом
Места приложения труда
Места приложения труда

Место Москвы - 11

доля населения, работающая не в своем или соседнем районе
из них желающие работать ближе
Внутренний транспорт
Внутренний транспорт

Место Москвы - 3

желающие сменить вид транспорта
фактический и желаемый сособ передвижения

Динамика пространственного развития

  • Москва занимает пятое место среди рассматриваемых городов по интенсивности строительства недвижимости и характеризуется сбалансированным вводом жилой и нежилой недвижимости. При этом с 2000 года градостроительное развитие города сопровождалось повышением эффективности использования застроенной территории при относительно небольшом вовлечении в оборот неосвоенных ранее участков
  • Кроме того, Москва в сравнении с другими городами характеризуется высокими показателями динамки градостроительной деятельности по следующим направлениям:
    • Значительный прирост нежилой недвижимости и высокие удельные показатели объема ввода на душу населения: строятся преимущественно офисные и складские помещения. При этом если первый сегмент в развитых городах стабилен, то индустриальная и складская недвижимость являются перспективными рынками;
    • С точки зрения развития транспортной инфраструктуры Москва является единственным городом (из числа тех, по которым есть данные), в котором темпы развития дорожной сети были выше темпов расширения застроенной территории, а крупнейшие проекты развития УДС в Москве характеризуются высокими темпами строительства по сравнению с аналогами.
  • На фоне жителей других городов москвичи в большей степени обращают внимание на изменения, обусловленные появлением новых городских объектов и транспортной инфраструктуры, и поддерживают их. Кроме того, в Москве отмечается наиболее высокая доля согласных с утверждением, что город застраивается в соответствии с долгосрочным видением.

Контакты

Кирилл Никитин

Партнер, руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6442

Мы в социальных сетях