Индекс креативного капитала

Современный мегаполис как место жизни и деятельности творческого человека немыслим без диверсифицированной сферы услуг, насыщенной культурной жизни, без повседневно доступных комфортных пространств, интересных событий, образовательных программ и предпринимательских возможностей. 

Именно эти ресурсы стали сегодня капиталом глобальных центров экономического развития и предметом нового исследования, подготовленного фондом Calvert 22 и PwC в России – бенчмаркинга восьми мировых креативных столиц.

Бенчмаркинг – специальный проект, разработанный в рамках Индекса креативного капитала. Пилотная версия этого индекса была выпущена в 2016 году и включала в себя анализ креативного капитала девяти российских городов: Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Санкт-Петербурга и Тюмени.

Бенчмаркинг позволяет учесть не только российский, но и международный контекст развития инновационно-креативного сектора и сравнить положение лидера российского рейтинга – Москвы – с положением общепризнанных международных центров креативности.

15
изученных городов

5
основных групп показателей

>100
базовых индикаторов

1500
креативных специалистов

loading-player

Playback of this video is not currently available

Помимо Москвы – столицы России – в спецпроект были включены:

  • Берлин,
  • Гонконг,
  • Нью-Йорк,
  • Лондон,
  • Сеул,
  • Сидней,
  • Хельсинки.

Структура индекса

Любой город представляет собой сложную систему, в рамках которой общество, бизнес и власть должны успешно взаимодействовать и решать общие проблемы, опираясь на существующую инфраструктуру.

Структура Индекса креативного капитала и специального проекта по бенчмаркингу мировых столиц отражает ключевые элементы этой системы, что позволяет сделать оценку креативности городов максимально объективной.

Люди

Блок «Люди» определяет характеристики креативного сообщества и включает в себя как базовые социально-демографические показатели, так и индикаторы, отражающие характер общественного взаимодействия (открытость, толерантность и социальная активность).

View more

Город

Блок «Город» отражает текущие условия для развития креативной сферы и позволяет диагностировать состояние экономической, культурной, социальной, городской и научно-образовательной инфраструктуры.

View more

Бизнес

Блок «Бизнес» базируется на общих показателях креативной экономики, оценке количества и качества креативных проектов и анализе инновационной инфраструктуры, необходимой для коммерциализации талантов креативного сообщества.

View more

Власть

Блок «Власть» включает в себя показатели, отражающие степень заинтересованности местных властей в развитии креативных индустрий, а также уровень их открытости.

View more

Бренды

Блок «Бренды» иллюстрирует восприятие города во внешней среде и основывается на экспертных опросах и медиаанализе.

View more

Методология

Работа над Индексом креативного капитала во многом опирается на результаты мировых и российских исследований в области креативных индустрий и инновационной экономики. Однако помимо базовой части, в основу которой легла концепция трех «Т» (таланта, технологий, толерантности) Ричарда Флориды, композиция и методология индекса содержит ряд нововведений.

На первом этапе работы Индекс был разделен на пять основных блоков, отражающих ключевые элементы городской среды, которые влияют на привлекательность города для проживания (блоки «Город» и «Люди»), наличие возможностей для реализации своего креативного потенциала (блоки «Бизнес» и «Власть»), а также аспекты, связанные с восприятием города и культурной узнаваемостью (блок «Брендинг»).

На втором этапе был сформирован перечень количественных и качественных индикаторов, отражающих ключевые характеристики каждого блока. Индикаторы, в свою очередь, были объединены в тематические подгруппы. Так, например, блок «Город» включает в себя несколько подгрупп (экономическое положение; здоровье и социальная поддержка; культурная жизнь; городская среда; наука и образование), формирующих целостное представление о характеристиках города как привлекательного места проживания креативных специалистов.

Показатели, используемые в Индексе, можно условно разделить на объективные и субъективные. Источниками значений объективных показателей являются данные Росстата, отдельных министерств, муниципальных и региональных органов власти, статистические сборники и аналитические отчеты профильных ассоциаций, специализированных и широко известных компаний, рейтинги, подготовленные российскими и зарубежными аналитическими агентствами. Также, в ряде случаев, где это было допустимо, использовались региональные данные.

Источником данных субъективных показателей стали результаты проведенного анкетирования креативных специалистов и опроса специально собранной группы независимых экспертов, которые оценили качество и конкурентоспособность городских брендов, предпринимательских проектов и креативных инициатив. Следует отметить, что анкетирование предполагало наличие «квот», т.е. в ходе полевого исследования мы опросили равное количество респондентов-представителей из различных целевых групп с тем, чтобы обеспечить баланс конечных результатов.

На третьем этапе, используя методы математической статистики, отобранные показатели были приведены к сопоставимому виду, скорректированы в соответствии с численностью населения или площадью городов, а также нормализованы с использованием максимального значения среди городов по каждому показателю.

На четвёртом этапе стояла задача агрегирования показателей для получения финальных результатов Индекса. Для получения итогового значения Индекса по городу вес блока умножался на значение блока, актуальное для каждого города. Затем производилось сложение значений по всем блокам. Следует отметить, что различными весами также обладали различные разделы блока «Город», так как в рамках анкетирования креативным специалистам было предложено оценить значимость различных сфер городской жизни, что позволило определить их приоритеты. 

Как и любое композитное исследование Индекс креативного капитала не претендует на исчерпывающую объективность. Работа над Индексом скорее является приглашением к долгосрочному сотрудничеству ко всем общественным организациям, представителям местных органов власти, бизнеса и креативного сообщества, заинтересованных в продвижении инноваций и креативной экономики в городах России.
 

Подробное описание методологии

Креативный капитал глобальных городов 2018

О PwC

PwC в России предоставляет услуги в области аудита и бизнес-консультирования, а также налоговые и юридические услуги компаниям разных отраслей. В офисах PwC в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Воронеже, Владикавказе и Уфе работают более 2 700 специалистов. Мы используем свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса.

Под «PwC» понимается сеть PwC и (или) одна или несколько фирм, входящих в нее, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Глобальная сеть PwC объединяет более 236 000 сотрудников в 158 странах.

О фонде Calvert 22

Фонд Calvert 22 — британская благотворительная организация, основанная экономистом Нонной Матерковой в 2009 году. Миссия фонда Calvet 22 заключается в продвижении современного искусства и культуры России и Восточной Европы за рубежом. Фонд формирует мультидисциплинарную программу, опираясь на глубокое понимание культурно-художественных традиций и интеллектуального наследия стран бывшего Восточного Блока. Цель фонда – переосмыслить представление о регионе и его творческом потенциале, представив культуру как основу для развития международного диалога.

БЛОК* МОСКВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАЗАНЬ ЕКАТЕ-РИНБУРГ НОВОСИ-БИРСК ТЮМЕНЬ КРАСНО-ДАР ВЛАДИ-ВОСТО КАЛИ-НИНГРАД ПЕРМЬ Н. НОВГО-РОД ВОРОНЕЖ В. НОВГО-РОД УФА ОМСК
ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС 67,58 67,22 56,17 55,96 52,81 52,14 50,87 48,78 47,92 46,18 45,93 45,43 45,22 43,17 39,85
ГОРОД (×0.311)
Экономическое положение 77,54 71,10 65,50 66,41 63,70 67,84 63,83 55,63 55,18 67,69 58,61 57,30 50,71 54,46 53,07
Культурная жизнь 60,58 68,36 49,91 55,63 47,017 41,79 50,44 49,87 58,24 43,83 49,34 46,26 72,60 44,40 43,84
Городское окружение 68,18 65,52 55,17 61,02 49,05 56,15 64,66 60,05 57,70 52,79 47,73 67,43 58,34 56,38 40,25
Образовательная среда 45,81 45,88 54,10 48,50 45,04 54,68 41,06 51,48 52,04 33,82 48,04 47,78 46,01 47,65 40,14
Средний балл по блоку «Город» 64,21 63,98 56,15 58,53 51,48 54,90 56,04 54,49 56,13 50,51 51,00 55,28 57,97 50,93 44,48
ЛЮДИ (×0.248)
Образованность 77,66 74,50 82,94 54,12 70,28 31,67 38,37 38,08 24,84 49,79 43,89 37,69 26,18 37,29 35,17
Активность 71,54 61,62 53,12 56,25 49,72 53,77 52,79 44,56 48,13 46,78 44,93 46,06 36,51 40,64 38,91
Креативность 50,76 79,03 46,58 49,81 41,16 44,81 53,61 46,89 36,97 42,53 37,76 38,08 47,92 37,77 35,44
Открытость 55,98 48,59 44,25 44,18 38,39 44,12 47,45 57,40 43,74 34,84 31,81 38,37 42,76 48,65 37,86
Средний балл по блоку «Люди» 63,99 65,93 56,72 51,09 49,89 43,59 48,05 46,73 38,42 43,48 39,60 40,05 38,34 41,09 36,84
БИЗНЕС (×0.142)
Креативные ресурсы 71,88 68,89 54,72 71,24 53,36 42,65 52,76 54,20 38,45 39,74 47,04 35,72 28,41 45,72 30,55
Масштаб креативной экономики 88,15 74,46 54,11 60,86 57,79 51,44 59,01 51,21 64,60 50,83 49,99 43,83 40,81 39,84 40,71
Средний балл по блоку «Бизнес» 80,02 71,68 54,42 66,05 55,57 47,05 55,88 52,70 51,53 45,29 48,51 39,77 34,61 42,78 35,63
ВЛАСТЬ (×0.194)
Открытость власти 56,47 61,85 32,61 64,05 57,46 71,67 36,59 33,04 41,27 27,25 57,47 52,37 26,38 20,41 36,64
Поддержка бизнеса Поддержка 72,04 77,62 66,65 41,46 52,43 68,35 29,01 54,62 39,36 55,97 38,00 38,50 39,70 52,61 29,47
бюджетных сфер 57,25 60,22 43,53 23,40 57,46 40,20 55,15 17,76 41,05 38,82 23,47 29,00 49,95 30,10 48,62
Средний балл по блоку «Власть» 61,92 66,56 47,60 42,97 55,79 60,07 40,25 35,14 40,56 40,68 39,65 39,95 38,68 34,38 38,24
БРЕНДЫ (×0.104)
Медиапредставленность города 68,68 65,67 87,15 80,42 48,05 73,73 62,79 73,77 68,52 55,88 49,08 42,13 73,66 44,84 47,64
Уровень брендов 87,55 82,10 65,35 66,35 58,05 45,40 49,75 48,00 47,05 49,50 57,25 49,20 38,40 40,50 40,50
Имиджевая привлекательность города 83,13 77,78 67,40 64,25 57,53 50,55 52,73 48,35 49,13 48,25 55,95 49,28 38,90 40,50 37,80
Средний балл по блоку «Бренды» 79,78 75,18 73,30 70,34 54,54 56,56 55,09 56,71 54,90 51,21 54,09 46,87 50,32 41,95 41,98

* Приведённые значения, за исключением итоговых значений индекса, получены путём умножения изначальных значений по каждому из блоков, находящихся в диапазоне от 0 до 1, на 100 для большей наглядности. Основные блоки индекса и ряд подблоков включаются в композицию индекса с индивидуальными весами.

Мы в социальных сетях