«Цифровые чемпионы»

Глобальное исследование цифровых операций в 2018 г.

Как лидеры создают интегрированные операционные экосистемы для разработки комплексных решений для потребителей

В отличие от «Индустрии 3.0», которая подразумевала автоматизацию отдельных машин и процессов, «Индустрия 4.0» включает сквозную цифровизацию и интеграцию данных цепочки создания стоимости: предложение цифровых продуктов и услуг, эксплуатацию связанных физических и виртуальных активов, трансформацию и интеграцию всех операций и внутренних видов деятельности, создание партнерских отношений, а также оптимизацию видов деятельности, ориентированных на клиентов.

При подготовке своего отчета «Цифровые чемпионы» подразделение PwC Strategy& опросило 1 155 руководителей мировых производственных компаний в 26 странах, чтобы узнать их мнение об «Индустрии 4.0» и цифровом производстве. По результатам исследования, специалисты PwC разработали индекс цифровой зрелости, чтобы обозначить так называемых «цифровых чемпионов» и разобраться в том, какие отличительные характеристики позволяют им опережать своих конкурентов.

loading-player

Playback of this video is not currently available

Основные выводы исследования:
  • К категории «цифровых чемпионов» можно отнести 10 % мировых производственных компаний, в то же время почти две трети участников исследования находятся всего лишь на начальном этапе цифровой трансформации или же вообще не приступили к реализации такого рода программ.
  • Возглавляет процесс цифровизации Азиатско-Тихоокеанский регион: здесь статуса «цифрового чемпиона» достигли 19 % производственных предприятий по сравнению с 11 % компаний в Северной и Южной Америке и 5 % компаний в регионе EMEA.
  • Больше всего «цифровых чемпионов» среди предприятий автомобильной отрасли (20 %) и электронной промышленности (14 %). Предприятия сектора производства потребительских товаров (6 %), сектора машиностроения и производства промышленных товаров (6 %), компании перерабатывающих отраслей (6 %) пока еще находятся далеко позади.
  • Мировые производственные компании уже сейчас массово применяют новые технологии в своей деятельности, но к освоению решений на базе искусственного интеллекта они только приступают.
  • У двух третей всех компаний нет четкого плана и стратегии цифрового развития, необходимых, для того чтобы обеспечить цифровую трансформацию и формирование цифровой культуры.
Основываясь на данных исследования, мы смогли создать полный портрет «Цифровых чемпионов» — компаний, которые освоили цифровизацию в высшей степени, — и оценить, что необходимо для того, чтобы стать «Цифровым чемпионом» сквозь призму четырех основных экосистем, которыми они должны обладать и управлять.
Кто такой «цифровой чемпион»?

«Цифровые чемпионы» достойны внимания, поскольку они рассматривают цифровизацию такими способами, которые имеют далеко идущие последствия и действительно инновационны, выходя далеко за рамки простой автоматизации и организации сетей.

«Цифровые чемпионы» занимают особое положение за счет успешной работы на четырех критических экосистемных уровнях бизнеса: Решения для клиентов, Операции, Технологии и Кадры. Каждый из уровней четырех экосистем представляет собой объединение видов деятельности, некоторые из которых осуществляются внутри организации, а некоторые — за ее пределами. Эти виды деятельности находятся в тесной взаимосвязи за счет общих цифровых соединений и практик.

цифровой чемпион

«Цифровых чемпионов» отличает способность реализовать все доступные им возможности на всех четырех уровнях экосистем, создавая организационную среду, которая помогает извлечь максимальную выгоду из перспектив цифровизации. Навыки и цифровое лидерство таких компаний выражаются в привилегированном положении благодаря цифровой зрелости. Только 10 % опрошенных нами компаний могут заявить об отличительном статусе «Цифрового чемпиона».

Подробный анализ четырех экосистем

Экосистема решений для клиентов

В экосистеме решений для клиентов компании запускают на рынок особые продукты и услуги, которые являются их наилучшим предложением для клиентов или потребителей. В компании, являющейся «Цифровым чемпионом», эта деятельность включает персонализацию, кастомизацию, улучшенный функционал, усовершенствованную логистику, креативные модели получения дохода, а также инновационный дизайн и приложения. Этот уровень включает внешние единицы, которые компания интегрирует в свое решение для создания дополнительной стоимости.

«Цифровые чемпионы» создают ценность для клиента путем интеграции персонализированных решений и многоканального взаимодействия с клиентами в экосистеме решений для клиентов. «Цифровые чемпионы» разработали отличающую их стратегию и заняли особое положение в своей экосистеме и постоянно укрепляют и улучшают предложение, а также обеспечивают доступ и налаживают контакт с клиентами, используя многочисленные каналы, напрямую или через третьих лиц, для создания самой передовой сети.

View more

Операционная экосистема

Операционная экосистема охватывает физическую деятельность и потоки, которые поддерживают экосистему решений для клиентов. Сюда может относиться разработка продукта, планирование, сорсинг, производство, хранение, логистика и обслуживание. Любые внешние партнеры, которые участвуют в операционной деятельности компании, включая контрактных производителей, логистических партнеров и научное сообщество, являются частью этой экосистемы.

Операционная экосистема «Цифровых чемпионов» предусматривает сотрудничество и полную прозрачность всей цепочки создания стоимости. Она связывает функции и партнеров горизонтально в области разработок продукции, цепочке поставок и обслуживании. Высоко функциональная операционная экосистема представляет особую ценность для планирования и реализации, поскольку она задает время такта: регулирование темпа деятельности так, чтобы обеспечить идеальное согласование времени производства с потребительским спросом.

View more

Технологическая экосистема

Это обеспечивающая экосистема, которая охватывает ИТ-архитектуру и интерфейсы, а также цифровые технологии и обусловливает или поддерживает внедрение улучшений и важные достижения в экосистеме решений для клиентов, операционной и кадровой экосистемах. Она включает такие важнейшие технологии в контексте «Индустрии 4.0», как искусственный интеллект, 3d-печать, Промышленный интернет вещей (IIoT) и сенсоры, дополненную и виртуальную реальность, а также использование роботов.

Ключом к успеху «Цифровых чемпионов» является целостный подход, предполагающий взаимосвязь основных технологий в рамках всей организации и сотрудничество со стратегическими партнерами вместо изоляции. «Цифровые чемпионы» рассчитывают добиться значительных успехов в вопросе экономии затрат и эффективности благодаря внедрению новых технологий, что даст 16 % экономию затрат в течение ближайших пяти лет по сравнению с показателем 10 % для Цифровых новичков.

View more

Кадровая экосистема

Еще один обеспечивающий уровень, это сфера организационной компетенции и культуры. Мы установили, что большинству компаний, даже тем, которые осознают значимую ценность роли «Цифровых чемпионов», не хватает видения, стратегии и культуры для поддержания процесса цифровой трансформации. Эта экосистема охватывает навыки, тип мышления и поведение, отношения и источники профессиональных знаний, а также карьерный рост для поддержания процесса цифровой трансформации.

Только компании, имеющие четкое цифровое видение, стратегию и культуру для поддержания процесса цифровой трансформации, могут надеяться на получение осязаемых преимуществ. Две трети опрошенных нами компаний не имеют этого видения. С другой стороны, руководство более чем 70 % «Цифровых чемпионов» имеет четкое представление о цифровом будущем и выступает в качестве ролевых моделей для остальных сотрудников организации. Мы также выяснили, что «Цифровые чемпионы» инвестируют значительные средства в обучение и развитие необходимых навыков для цифровой среды и преуспели в построении цифровой культуры.

View more

Проект создания «Цифрового чемпиона»

Первоначальный этап предполагает обеспечение прозрачности внутри организации для отражения текущего положения компании, как правило, в момент начала изменения. Компания проводит внутреннюю оценку и исследует возможности для реализации более успешного цифрового будущего. Руководители изучают тенденции рынка, шаги, предпринимаемые конкурентами, ожидания клиентов, эволюционирующие экосистемы, изменения в нормативной базе и научно-технический прогресс.

Цель состоит в том, чтобы первоначально определить состояние предлагаемых клиентам преимуществ компании, ее операционных возможностей, ее технологических возможностей и навыков ее сотрудников. Следует проанализировать недостатки компании, а также результаты ее деятельности на пути к достижению целей роста и результатов работы.

проект создания "цифрового чемпиона"

Контакты

Юрий Пуха
Партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям в области связи, информационных технологий и СМИ, PwC Россия
Тел: +7 (495) 223 5070
E-mail

Григорий Сидоров
Директор, консультационные услуги, стратегия и операционная эффективность, PwC Россия
Тел: +7 (495) 223 5085
E-mail

Дмитрий Стапран
Руководитель проекта, стратегия и операционная эффективность в энергетическом секторе, PwC Россия
Тел: +7 (495) 223 5044
E-mail

Сергей Минин
Старший менеджер, стратегия и операционная эффективность, PwC Россия
Тел: +7 (495) 287 1112
E-mail

Мы в социальных сетях