Всемирное исследование Digital IQ за 2017 год

Цифровое десятилетие. В ногу со временем

Когда 10 лет назад специалисты PwC впервые решили разработать индекс цифровой компетентности Digital IQ, мир был проще.

Прошло десять лет. Увеличился масштаб и вырос уровень изменений, обусловленных развитием цифровых технологий. Организации всех видов потратили массу времени и средств, чтобы не отстать от происходящих перемен. Руководители компаний признали, что цифровые технологии входят в их сферу ответственности. Предприятиям почти удалось устранить разрыв между такими составляющими своей деятельности, как ИТ и основной бизнес. Сегодня вы вряд ли сможете найти современную организацию, которая не рассматривала бы технологии как неотъемлемую часть своей бизнес-стратегии и операционной деятельности.

Технологии продолжают совершенствоваться и объединяться, практически в одночасье появляются новые способы ведения бизнеса и начинают нарушать устоявшийся порядок вещей. И если направить взгляд в будущее, становится ясно, что большинство организаций не готовы к тому, что должно произойти в ближайшем будущем и в более отдаленной перспективе.

Что же тогда должны делать руководители компаний, для того чтобы постоянно извлекать пользу из инвестиций в цифровые технологии в условиях, когда мир стремительно идет вперед? Ответ одновременно прост и бесконечно сложен: сосредоточить внимание на пользовательском опыте. Для этого необходимо переосмыслить то, как вы подходите к выбору и реализации цифровых инициатив, изучить все этапы процесса взаимодействия с сотрудниками и клиентами, вкладывать средства в формирование культуры, ориентированной на технологические инновации, и многое другое.

Выводы применительно к вашему бизнесу

Digital IQ – это «движущаяся цель»

Определение задач цифрового развития с помощью всестороннего рассмотрения сложившейся ситуации

Необходимо провести сессию по вопросам стратегического развития с руководителями функциональных направлений и бизнес-подразделений. В рамках этой сессии необходимо определить и дополнить ваше представление о цифровом развитии. В этой работе должны принимать участие руководители различных уровней и сфер деятельности в рамках вашей организации. Речь идет о лицах, отвечающих за бизнес-стратегию, новые разработки и проектирование, инновации и технологии. Объединение усилий лиц, способных взглянуть на ситуацию под разным углом зрения, на начальном этапе реализации инициатив в области цифровой трансформации – это одно из характерных отличий предлагаемого PwC метода BXT («бизнес, опыт и технологии»).

Сообща вы сможете выработать единую позицию в отношении цифровых приоритетов, которую будут поддерживать руководители компании и ее отдельных функций, что необходимо для достижения желаемого результата.

Проведение инвентаризации ваших инвестиций в цифровые технологии

Принимая во внимание тот факт, что основная часть бюджета на технологии не связана непосредственно с ИТ-службой, вам необходимо понять, во что вкладывают средства другие функции, каков размер этих инвестиций и каким образом каждая инвестиция согласуется с вашей программой цифрового развития. Для того чтобы получить полную картину всех инвестиций и грамотно распорядиться ими, также необходимо объединить усилия разных заинтересованных сторон.

Поддержание цифрового диалога

Заручившись поддержкой руководителей, нужно сделать так, чтобы и все остальные сотрудники вашей организации взяли курс на реализацию вашей стратегии. Сотрудники каждой функции должны понимать, каким образом технологии будут использоваться для того, чтобы изменить подходы, которые они применяют при выполнении своей работы или создании выгоды для бизнеса. В разговоре о том, каким образом цифровые технологии меняют ваш бизнес, должны принимать участие и ваши клиенты, и партнеры. Подумайте о том, каким образом для построения этого непрерывного диалога можно использовать такие технологии, как видео, социальные сети и мобильные устройства.

View more

Сила – в людях

Создание условий, способствующих развитию и сотрудничеству

Не следует настраивать людей на самостоятельную работу в отрыве от других или на работу только со своими непосредственными коллегами. Наоборот, необходимо создавать такие условия, когда специалисты разного профиля будут работать в непосредственной близости друг от друга, будь то физическое или виртуальное пространство. Применяя этот подход, вы сможете разработать общий рабочий язык, который повысит сплоченность и эффективность работы вашего персонала. Без этого поспевать за темпами технологических перемен просто невозможно. Говоря на одном языке, узкие специалисты в рамках всей организации (юристы, маркетологи, проектировщики и программисты) смогут с максимальной объективностью оценить ситуацию и лучше разобраться в том, о чем говорят их коллеги и что необходимо бизнесу. Сплоченные команды теоретиков и практиков будут решать вопросы, которые не ограничены рамками какой-либо одной предметной сферы, а касаются целого ряда областей.

Решительный настрой на повышение уровня знаний руководителей

Работу по восполнению недостающих знаний и навыков надо начинать с самого верхнего уровня. Первые лица компаний должны научиться разбираться в цифровых технологиях и уметь работать с ними. Это им необходимо для того, чтобы понять, каким образом технологии могут помочь или навредить бизнесу, в том числе как они могут повлиять на опыт сотрудников или клиентов. Что нужно сделать для начала: три простых правила: необходимо получить опыт работы с технологиями; нужно стать разработчиком или наставником для тех, кто занимается созданием новых технологий или экспериментирует с ними; важно постоянно учиться, используя для этого возможности онлайн-обучения.

Обучение персонала

Сейчас как никогда остро стоит вопрос о повышении квалификации кадров. Под обучением следует понимать получение сотрудниками навыков использования технологий, будь то новая клиентская платформа или новый вид так называемых КоБотов (имеется в виду особый тип роботов, предназначенных для физического взаимодействия с людьми в совместной рабочей зоне). Речь также идет об обучении работников смежным специальностям, для того чтобы они владели предметами за пределами своей области специализации, а также о навыках, необходимых для создания инноваций и для совместной работы, в частности о методах Agile и дизайн-мышлении.

View more

Новое поколение цифровых технологий

Включите новые технологии в число приоритетов

Руководство вашей организации должно рассматривать новые технологии как ее основную компетенцию. Если к внедрению новых технологий относиться как к второстепенному проекту, они вряд ли когда-либо смогут обеспечить длительный положительный эффект для организации в целом. Постарайтесь заинтересовать в новых технологиях первых лиц компании (руководителей высшего звена и членов совета директоров). На следующем заседании совета директоров покажите им демонстрационные версии новинок, посоветуйте самостоятельно поэкспериментировать с потребительскими технологиями, такими как системы домашней (бытовой) автоматизации или интеллектуальные персональные ассистенты (созданные на базе программ искусственного интеллекта).

Назначьте ответственного за новые технологии

При работе с новыми технологиями необходимо заручиться широкой поддержкой, но при этом необходим и отдельный сотрудник, который отвечал бы за все инициативы, связанные с новыми технологиями. В то же время руководитель, отвечающий за новые технологии, не может действовать в одиночку. Когда ваша организация задумается о применении новых технологий для решения проблем бизнеса, такому руководителю потребуется опыт и знания других руководителей. На всех уровнях и во всех функциях необходимо определить лиц, с энтузиазмом относящихся к внедрению различных технологий, и сформировать из них команду, которая будет отвечать за поиск новых технологий и их апробирование.

Сосредоточьте внимание на пользовательском опыте

Экспериментируя с новыми технологиями, не обходите вниманием опыт клиентов или работников. Так, например, вы можете разработать цифровой продукт, в котором используется технология искусственного интеллекта. Но проработали ли вы такие вопросы, как обеспечение требуемого уровня доверия и прозрачности, необходимого вашим клиентам и сотрудникам, чтобы применение вашей инновации стало для них привычным делом?

Подготовьте план технологической разведки

Большинство организаций неспособны смотреть достаточно широко, чтобы определить, каким образом и в каких сферах деятельности новые технологии могут изменить ситуацию к лучшему. Для того чтобы разработать хороший план, необходимо заглянуть намного глубже, чем отчеты аналитиков, экспертные доклады и публикации на тему технологий. Обратитесь к тем источникам, потенциал которых сейчас используется не на полную мощь. Речь идет о взаимодействии с экосистемой стартапов, участии в проектах разработки в программной среде с открытым исходным кодом, вступлении в сообщество разработчиков.

View more

Контакты

Светлана Медведева

Партнер, руководитель ИТ-консалтинга, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6119

Мы в социальных сетях