Skip to content Skip to footer
Поиск

Загрузка результатов

Наследие в большом городе

Сравнительный анализ деятельности в сфере охраны культурно-исторического наследия 5 европейских столиц за последние 5 лет

В современном мире ценность исторических территорий в городах неуклонно возрастает. Повышение значимости объектов культурного наследия сопровождается активизацией усилий по их защите и сохранению. Сегодня для этого на городском уровне предусмотрены различные инструменты, включающие законодательство об охране культурного наследия, специальные градостроительные регламенты, экономические стимулы. Однако вместе с расширением понятия культурного наследия перед городскими властями встают вопросы не только сохранения, но и полноценной интеграции таких объектов в процесс городского развития.

В рамках данного исследования представлен всесторонний обзор систем сохранения культурного наследия в пяти европейских столицах: Москве, Берлине, Лондоне, Париже и Риме, чтобы у читателя сложилось полное представление о том, как организована эта деятельность. 

Ключевые направления анализа 

Анализ объектов культурного наследия: официальная классификация и универсальная типология, количественные и качественные характеристики культурного наследия

Система сохранения наследия: структура органов охраны в разных городах, история ее возникновения, распределение полномочий в управлении культурным наследием

Процессы сохранения наследия: выявление, постановка на учет, мониторинг, мероприятия по сохранению, исключение из реестра

Сохранение исторических городских территорий: охранные зоны, специальные виды ОКН, регламенты и политики

Механизмы вовлечения негосударственного сектора: НКО, частный бизнес, собственники ОКН, городские активисты

Лучшие практики: приспособление под современное использование, примеры крупнейших комплексных проектов реставраций

Города исследования – 5 европейских столиц

Мировые тренды в области охраны культурного наследия

  • Адаптация к стандартам современного общества
  • Повышение прибыльности ОКН для города и бизнеса
  • Разработка планов управления ОКН (в том числе в ходе их реставрации), нацеленных на устойчивое использование объектов и привлечение ресурсов для их обслуживания

  • Сохранения полного круга знаний об ОКН в цифровом виде, в том числе воссоздание их цифровых копий
  • Использование современных технологий для обеспечения учета ОКН и мониторинга за их сохранением, повышения осведомленности и вовлеченности жителей 

  • Рассмотрение реставрации и адаптации ОКН для современного использования в контексте снижения негативного воздействия на окружающую среду
  • Защита ОКН в новых условиях меняющегося климата или перед лицом экстремальных природных явлений

  • Поиск и выявление значимых ОКН и их защита в быстро развивающемся городском пространстве
  • Постановка под охрану малых форм – телефонных будок, мемориальных квартир и т.п.

  • Взаимодействие с жителями на самых ранних этапах работы с наследием, в том числе при выявлении новых ОКН, разработке защитных регламентов и проектов реставрации, и даже обсуждении самого понятия наследия и критериев его ценности

Ключевые характеристики ОКН 

Общее количество

Типология

Этажность

Материалы

Датировка

Собственность

Скачать исследование

Модель управления

Распределение полномочий органов государственной власти в сфере культурного наследия

Децентрализованная модель (Москва и Берлин)
Данная модель характерна для государств с федеративной формой государственного устройства, где полномочия по охране ОКН осуществляются в основном на региональном уровне. Данная модель предоставляет возможность гибкого оперативного осуществления надзора и функций по охране ОКН на региональном уровне.

Централизованная модель (Париж и Рим)
Данная модель характерна для государств с унитарным государственным устройством со строгой субординацией региональных органов власти, формируемых из центра. Полномочия региональных органов власти при такой модели являются ограниченными. Управление происходит региональными филиалами национальных органов власти.

Условно-децентрализованная модель (Лондон)

Условно-децентрализованная модель характерна для децентрализованной унитарной формы государственного управления, при которой местные органы власти наделены достаточным набором полномочий.

Процессы сохранения

Выявление и постановка на учет

В каждом из городов инициатором по включению объекта в реестр может стать любое заинтересованное лицо или орган государственной власти. В общем виде процедура постановки на учет сводится к рассмотрению заявки, проведению исследования на объекте с целью установления наличия его ценности. На время рассмотрения заявки объекту может обеспечиваться временная охрана.

Мониторинг

В городах исследования органы охраны контролируют сохранность ОКН при помощи мониторинга. Мониторинг можно разделить на реактивный, проводимый как реакция на поступающие заявления о нарушениях, и проводимый по инициативе охранных органов. Второй может быть как плановым, так и внеплановым. Методология обследования объектов также существенно различается исходя из того, каким штатом сотрудников выполняются эти работы — собственным или привлеченным.

Мероприятия по сохранению ОКН

Города стремятся не допускать доведения состояния ОКН до аварийного и стимулируют собственников предпринимать как ремонтные, так и реставрационные работы на объектах. Работы проводятся и частными собственниками ОКН. Все работы по сохранению должны быть согласованы с органами охраны.

Исключение из реестра

Во всех рассмотренных городах исключение из реестра на практике осуществляется редко, основанием для этого является утрата ценности, для сохранения которой объект был поставлен на учет.

Контакты

Михаил Магрилов

Михаил Магрилов

Партнёр, руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6049

Ксения Повещенко

Ксения Повещенко

Старший менеджер практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 5090

Мы в социальных сетях