Как изменится лицо рынка торговой недвижимости в 2020-х гг.

Что ждет торговые центры в 2020-е: ключевые выводы

1

В 2019 г. Россия вошла в топ-5 стран с самыми быстрорастущими рынками онлайн-торговли. Доля электронной торговли в Москве в 2019 г. составляла около 6%, в среднем по стране – около 4%. К 2023 г., при сохранении существующих темпов роста и увеличении количества покупателей, использующих онлайн-каналы, этот показатель может составить от 6% до 8,5% от общего оборота розничной торговли в стране, а к 2030 г. превысить 10%.


2

В результате изменения потребительского поведения и перераспределения спроса с офлайн-торговли на онлайн, происходит постепенное падение трафика в торговых центрах. В Москве до 2030 г. уровень посещаемости может снизится примерно на 11%, в зависимости от сценария распространения интернет-торговли (по аналогии, например, с Великобританией, где за последние 10 лет посещаемость торговых центров снизилась на 12%).


3

Следствием снижения трафика и изменения модели работы ритейлеров становится сокращение количества и площади магазинов, что повлечет за собой уменьшение средней торговой площади в составе новых объектов. При этом в существующих объектах в Москве высвободится порядка 9% арендопригодных площадей (около 600 тыс. кв. м), что потребует их перепрофилирования.


4

Таким образом, перед собственниками и управляющими компаниями возникает новая задача – пересмотр структуры арендаторов, поиск новых категорий якорей и других путей адаптации под изменение спроса со стороны арендаторов и покупателей. Согласно расчетам PwC, ожидается, что к концу десятилетия доля категории «Торговая галерея» в ТЦ сократится до 23%, категории «Продукты» – до 6%, а  развлечений, наоборот, вырастет до 30%.


5

Помимо изменений на рынке под воздействием новых потребительских моделей, стоит отметить и общую тенденцию устаревания ТЦ – около 50% ТЦ Москвы были введены в эксплуатацию более 10 лет назад. В среднесрочной перспективе около 3,5 млн кв. м арендопригодных площадей в торговых центрах также потребуют реконцепции и модернизации.

«Новое поколение потребителей и активное развитие технологий станут основными факторами, которые окажут ключевое влияние на сегмент торговой недвижимости в ближайшее десятилетие. Смена потребительского поведения и потребности нового поколения покупателей уже сегодня вынуждают ритейлеров адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям. Для ритейлеров вызовом станет не только рост доли онлайн-торговли и интеграция онлайн- и офлайн-каналов, но и необходимость персонализации сервисов и быстрое реагирование на меняющиеся тренды как розничной торговли, так и глобальной экономики».

Олег Малышев, партнер, руководитель практики оказания консалтинговых услуг компаниям сектора недвижимости PwC

«В ближайшие 10 лет следствием дальнейшего снижения площадей арендаторов и посещаемости торговых объектов станет уменьшение средней площади новых торговых центров. При этом в существующих объектах высвободится около 600 тыс. кв. м торговых площадей, или 9% от текущего объема арендопригодных площадей в Москве, которые потребуют реновации или радикально поменяют назначение».

Анна Данченок, руководитель группы стратегического консультирования в секторе недвижимости PwC

Контакты

Олег Малышев

Олег Малышев

Партнер, руководитель практики оказания услуг компаниям сектора недвижимости, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6138

Анна Данченок

Анна Данченок

Директор, руководитель группы консалтинга в сфере недвижимости, PwC в России

Тел: +7 (903) 961 2997

Андрей  Тонконогов

Андрей Тонконогов

Директор, стратегия и консультирование, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000 доб. 3198

Мы в социальных сетях