Кинопрокат

Впервые в новейшей истории российский рынок кинопроката показал падение по итогам года: оно составило 5,4%. При этом российские фильмы продемонстрировали рост, и их доля, по данным ЕАИС, достигла исторических значений – 27,5%. Важным фактором, оказавшим негативное влияние на показатели 2018 года, стало падение численности аудитории кинотеатров (на 6,4%), но в дальнейшем, в 2019–2023 годах, ожидается стабильный рост рынка на 4,6% в год. В мировом масштабе главным событием должно стать превращение Китая в крупнейший рынок кино в мире уже в 2020 году.

$41,3 млрд

кассовые сборы по всему миру
в 2018 году

В 2018 году кассовые сборы по всему миру достигли рекордного уровня – 41,3 млрд долл., что на 5,2% больше, чем в предыдущем году. Согласно нашим прогнозам, в 2019–2023 годах среднегодовые темпы роста кассовых сборов в мире составят 4,4%, а общий объем в 2023 году достигнет 51,0 млрд долл.

В 2018 году кассовые сборы в США выросли на 7,5% и достигли рекордного уровня в 11,1 млрд долл. В течение прогнозного периода фокус Голливуда будет по-прежнему направлен на франшизы: фильмы о супергероях, мультипликационные художественные фильмы и сиквелы популярных кинокартин.

Рынок в Азии вырос в 2018 году на 6,4% и достиг 17,0 млрд долл. 

В Азии прогнозируется один из самых высоких среднегодовых темпов роста – 7,2% в год. 

Такой существенный рост происходит во многом благодаря Китаю, рынок которого будет расти на 9,6% в год в прогнозном периоде. Такие темпы роста должны привести к тому, что к 2020 году Китай опередит США и станет крупнейшим кинорынком в мире.

В то же время китайская компания Wanda Group в течение всего года планомерно снижала свое присутствие в кинематографическом бизнесе: в феврале 2018 года состоялась продажа 13%-ной доли в Wanda Film за 1,24 млрд долл. Alibaba Group и государственной компании CIH; в сентябре 2018 года – продажа части пакета (22% из 60%) в крупнейшей в мире кинотеатральной сети AMC Theatres американской компании Silver Lake за 600 млн долл.; также Wanda рассматривает возможность продажи своей доли в голливудской кинокомпании Legendary Entertainment.

В пятерку крупнейших в мире рынков кино входят еще две азиатские страны – Япония (2,0 млрд долл.) и Индия (1,6 млрд долл.) – мировой лидер по количеству произведенных фильмов и страна с самой высокой в мире посещаемостью кинотеатров – 2,1 млрд билетов.

Рынок Ближнего Востока и Африки показал самый существенный рост в 2018 году, во многом благодаря эффекту низкой базы (на 20,7% до 723 млн долл.). Особенно быстрый рост наблюдается в Саудовской Аравии, где в 2018 году был снят запрет на работу кинотеатров, действовавший 35 лет. Хотя вопросы цензуры по-прежнему остаются, совокупная выручка кинотеатров в Саудовской Аравии, по прогнозам, составит 268 млн долл. в 2023 году, превысив уровень 2018 года в 3,3 раза (82 млн долл.), при среднегодовом росте 26,6%.

Рынок Западной Европы незначительно сократился в 2018 году (на 1,2%) до 7,7 млрд долл. В прогнозном периоде в Западной Европе прогнозируется среднегодовой темп роста в размере 2,4%.

Рынок Центральной и Восточной Европы практически не изменился в 2018 году – он вырос на 0,6% и достиг 1,7 млрд долл. Отметим, что в России при этом произошло сокращение на 5,7% до 767 млн долл. Среднегодовые темпы роста во всем регионе в прогнозном периоде составят 4,0%, в то время как в России они прогнозируются на уровне 4,6%.

Объем рынка кинорекламы в 2018 году вырос на 8,4% и составил 3,5 млрд долл. Крупнейшие рынки находятся в США и Китае, что вполне предсказуемо. Они продемонстрировали рост на 4,3% и 19,4% соответственно, достигнув уровня 952 млн долл. и 916 млн долл. 

Отметим, что, согласно нашим прогнозам, уже в 2019 году рынок Китая со среднегодовыми темпами роста в 2019–2023 годах в 7,8% опередит США (3,6% роста в год). Российский рынок кинорекламы продемонстрировал рост в 2018 году на 7,3% и достиг 17 млн долл. Согласно нашим прогнозам, среднегодовые темпы роста рынка рекламы в кино в России в 2019–2023 годах составят 4,9%.

Общее количество экранов в мире увеличилось в 2018 году на 7% и достигло примерно 190 000, во многом благодаря двузначным темпам роста в Азиатском регионе (13%). При этом количество экранов, приспособленных к показу фильмов в формате 3D, увеличилось в 2018 году на 13% и достигло 105 000. Рост количества 3D-экранов наблюдался во всех регионах, кроме Северной Америки. Наибольшее количество 3D-экранов находится в Азиатском регионе – около 63 000.

Мировые сборы фильмов в формате 3D составили в 2018 году 6,7 млрд долл., сократившись на 20% по сравнению с 2017 годом. Данное сокращение отмечено во всех регионах мира. Наименьшее сокращение пришлось на Азиатский регион (-14%), а наибольшее – на Северную Америку (-34%). Доля фильмов в формате 3D в общей выручке в 2018 году составила 16,2%. Сейчас студии ищут новый формат взаимодействия со зрителями.

Российский рынок

Произошедшее в 2018 году сокращение объема рынка в России стало первым за всю новейшую историю проката. По валовому сбору рынок потерял 5,7%. Отечественное кино при этом оказалось в плюсе, заняв, согласно данным ЕАИС, рекордную 27,5%-ную долю рынка (в 2017 году – 24,3%). Общее количество проданных на киносеансы билетов составило 200,3 млн (в 2017 году – 213,5 млн). В то же время Россия входит в десятку мировых лидеров по посещаемости, опережая такие крупные рынки, как Бразилия, Япония и Великобритания.

Снижение в 2018 году объясняется падением показателей иностранного кино в России, связанного в том числе с уменьшением количества крупных мировых франшиз в 2018 году.

Среди других факторов, оказавших серьезное влияние на снижение показателей, можно отметить трагедию в ТЦ «Зимняя вишня» и проведение в России Чемпионата мира по футболу. Оба эти события, при всех их различиях, негативно отразились на посещаемости театров и кинотеатров.

Одной из тенденций, четко проявившейся в 2018 году, стало расхождение интересов российской и американской аудитории. В 2018 году в России произошло падение бокс-офиса премиум-форматов (3D и VIP), а также мультфильмов (как зарубежных, так и российских).

Десять картин, вышедших в 2018 году в России, собрали свыше 1 млрд руб. Самым кассовым фильмом, стартовавшим в 2018 году, стал «Веном», немного не дотянувший до отметки в 2 млрд руб.

Самым кассовым российским фильмом стал мелодраматический музыкальный фильм о спорте «Лед» (1,4 млрд руб.). Другие лидирующие позиции заняли франшизы: «Мстители: Война бесконечности», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», «Монстры на каникулах 3: Море зовет», «Дэдпул 2» и «Мир Юрского периода 2». Также отметку в 1 млрд руб. преодолела «Богемская рапсодия».

В число картин-миллиардников по итогам проката также вошли такие релизы конца 2018 года, как иностранный кинокомикс «Аквамен» и полнометражная экранизация популярного российского сериала «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел».

Количество экранов в России продолжило уверенный рост (9,3%) и достигло 5 233. 

При этом, по данным «Невафильм Research», в 2018 году было открыто меньше кинотеатров, чем в 2017, – 188 против 215, а закрыто больше – 68 против 46. Всего в России на начало 2019 года работало 1 893 кинотеатра, из них по программе Фонда кино – 508 площадок.

Объединенная сеть кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино» сохранила лидирующие позиции по количеству площадок: у киносети 75 кинотеатров с 631 залом (12,1%-ная доля рынка по числу залов).

Некоторые кинопрокатчики столкнулись с финансовыми проблемами: например, в 2017 году «Люксор» замыкал топ-5 киносетей с 23 кинотеатрами и 161 залом, а к январю 2019 года потерял контроль над большей частью своих кинотеатров.

В 2018 году кинотеатры предприняли новые шаги по привлечению молодежи и подростков на свои площадки в качестве дополнительной аудитории. 

В некоторых кинотеатрах Объединенной сети «Синема Парк» и «Формула Кино» открылись киберспортивные корнеры, где подростки могут играть в компьютерные игры.

Сеть «КАРО» открыла в двух своих кинотеатрах мультиплексы виртуальной реальности, в которых пользователи могут испытать все направления VR – игровое, арт и просмотр фильмов. Также «КАРО» инвестировала в трансформацию кинобаров в систему самообслуживания u-choose.

В 2019 году не запланировано проведение столь же крупных и значимых для россиян спортивных мероприятий, как Чемпионат мира по футболу, а график релизов в значительно большей степени насыщен семейными кинолентами, традиционно положительно влияющими на валовый бокс-офис.

 

200,3 млн

билетов продано в России
в 2018 году

5,7%

составляют потери
по валовому сбору

₽1,4 млрд

кассовые сборы фильма «Лед»

5 233

экрана в России

1 893

кинотеатра на начало 2019 года

Конкуренция со стриминговыми сервисами

Несмотря на то, что концентрация сил в киноиндустрии усиливается еще больше, американские киностудии, способные производить и продавать фильмы с бюджетами самого высокого уровня, стремительно нагоняют китайские кинокомпании, также производящие фильмы с очень крупными бюджетами и собирающими существенную выручку даже только за счет внутреннего рынка.

Также необходимо отметить, что приобретение компанией Disney медиахолдинга Fox за 71 млрд долл. пошатнуло сложившуюся олигополию голливудских гигантов, так как число классических студий в Американской ассоциации кинокомпаний (Motion Picture Association of America, MPAA) – некоммерческой организации, которая отстаивает интересы индустрии и авторские права, – сократилось с шести до пяти: Disney, Warner, NBCUniversal, Sony и Paramount. И важным событием на рынке стало то, что наравне с пятью вышеперечисленными студиями членом MPAA стал первый стриминговый сервис – онлайн-кинотеатр Netflix.

Крупные потоковые сервисы пока не конкурируют напрямую с пятью основными игроками в части кассовых сборов, даже если их фильмы могут в каком-либо виде выйти на большой экран, но продолжают тратить существенные суммы на производство собственного контента. 

Так, в 2018 году Netflix потратил 12 млрд долл. на создание оригинального контента в глобальном масштабе, а в 2019 году размер этих затрат ожидается на уровне 15 млрд долл.

Мексиканская драма «Рома» компании Netflix стала первым фильмом производства стримингового сервиса, получившим «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, лучшую режиссуру и лучшую работу оператора. Netflix был вынужден запустить фильм в широкий прокат по всему миру, чтобы соответствовать критериям Американской академии кинематографических искусств и наук, и потратил на промокампанию фильма до 30 млн долл. (права на распространение самого фильма Netflix приобрел почти в два раза дешевле). Несмотря на то что награду в номинации «Лучший фильм» в этом году получить не удалось, стрим-сервис не намерен сдаваться и в новом сезоне планирует активно продвигать новую картину Мартина Скорсезе «Ирландец», мировой релиз которой состоится осенью 2019 года.

Из знаковых событий в России: «Амедиатека» совместно с футбольным клубом «Локомотив» показала весной 2019 года финальную серию «Игры престолов» на московском стадионе «РЖД Арена». Мероприятие состоялось в день мировой премьеры.

В 2018 году в российском прокате выросло число картин, в производство которых инвестировали онлайн-площадки: онлайн-кинотеатр ivi вложился в драму «Временные трудности», хоррор «Фото на память», комедию «Счастья! Здоровья!» и картину «Непрощенный»; MEGOGO участвовал в производстве выходящих в 2019 году хоррора «Рассвет» и комедии «Наши дети»; первыми проектами продюсерского центра «Яндекс.Студия» стали триллер «Селфи», фантастический фильм «Черновик» и драма «Без меня»; видеосервис Start.ru участвовал в создании «Завода».

MoviePass

MoviePass – популярный в США сервис подписки на фильмы в кинотеатрах – столкнулся в 2018 году с серьезными финансовыми трудностями. По данным на конец 2018 года, его материнская компания Helios and Matheson была должна кредиторам около 44,5 млн долл. Общий финансовый результат по итогам 2018 года был отрицательным: убыток составил 266 млн долл. Общее количество подписчиков приложения, составлявшее 3 млн пользователей на пике, сократилось к концу 2018 года до 225 тыс. пользователей.

У компании есть более успешные конкуренты на рынке: например, сервис Stubs A-List, который в июне 2018 года запустила американская сеть кинотеатров AMC Theatres, отчитался в конце 2018 года о 600 тыс. подписчиков. Другие аналогичные сервисы за рубежом – Sinemia в США и Турции, британский Cineworld. Пользователи таких систем могут смотреть множество фильмов за определенную ежемесячную плату.

В конце декабря 2018 года в России был запущен аналог MoviePass – приложение «Киноголик». Абонемент предоставляет возможность ходить в кино неограниченное количество раз в течение месяца, но с оговорками: с момента последнего киносеанса должны пройти сутки и, кроме того, нельзя дважды сходить на один и тот же фильм. В программу входит большая часть кинотеатров Москвы и Санкт-Петербурга.

Другие компании в России, в том числе киносети, также исследуют возможность запуска собственного абонемента. Так, в апреле 2019 года Rambler Group запустила единый абонемент в кинотеатры «Синема Парк» и «Формула Кино» и онлайн-кинотеатр Okko.

ScreenX

На международном кинофестивале в южнокорейском Пусане в ноябре 2018 года был представлен The X – первый фильм, использующий технологию ScreenX.

Новшество обеспечивает не только более полную картинку, но и предоставляет больше возможностей кинематографистам.

Этот формат предполагает проекцию изображения на основной экран, а также на боковые стены кинозала, что обеспечивает обзор на 270 градусов. Такой широкий угол обзора позволяет полностью погрузиться в происходящие на экране события. Для создания фильма в формате ScreenX каждая сцена снимается одновременно тремя камерами, расположенными под разными углами. Пока в мировой прокат вышло всего девять фильмов для подобных экранов, в том числе блокбастеры «Капитан Марвел» и «Черная пантера». Сейчас в мире уже более 200 кинозалов, работающих в этом формате и в 2019 году планируется выход еще большего числа фильмов, переформатированных для показа на ScreenX.

Новый формат выходит в 2019 году и на российский рынок: Rambler Group договорилась об открытии первого зала ScreenX в России. Кинозал откроется после реконструкции кинотеатра «Формула Кино Европа» в ТРЦ «Европейский».

Среди других важных события 2018 года на рынке кино в России можно отметить следующие:

Программа кинофикации

Программа государственного софинансирования строительства кинотеатров в селах и малых городах России продлена до 2024 года и будет расширена: в нее войдут города с населением до 999 тыс. человек. В рамках действующей программы государство обеспечивает кинотеатры самым современным оборудованием, помогает закупать новые кресла. Обязательное условие, которое необходимо выполнять для участия в программе таково: 50% сеансов должно отдаваться российскому кино.

Тинькофф

В мобильном приложении «Тинькофф банка» появилась услуга покупки билетов в кино. Партнером «Тинькофф банка» стал сервис «Киноход». Пользователи приложения банка могут купить билеты более чем в 300 кинотеатров в 90 городах России без наценки.

Система рибейтов в России

В России может появиться система денежных компенсаций затрат иностранных кинематографистов на съемки в стране. 

Предполагается, что Россия будет компенсировать 25% понесенных зарубежными продюсерами затрат. 

Если иностранный проект будет формировать положительный образ страны, рибейт может быть увеличен до 30%. Этот процент соответствует общим международным тенденциям. Государство сможет компенсировать затраты российским производственным партнерам иностранных компаний. Выплаты субсидий будет осуществлять Российский экспортный центр.

Продажа рекламы в кино

Rambler Group, управляющая объединенной киносетью «Синема Парк» и «Формула Кино», стала эксклюзивным продавцом рекламы в конкурирующей сети «Киномакс». Это второй по размеру сети игрок на рынке, и с учетом количества его кинозалов Rambler претендует на статус крупнейшего продавца рекламы в кинотеатрах, контролирующего практически половину рынка. Ранее крупнейшим продавцом рекламы в кино планировал стать Национальный рекламный альянс (НРА), который рассчитывал в разы увеличить продажи в этом сегменте рынка, но в итоге ушел с него.

НРА, объединяющий продажи телерекламы крупнейших российских медиахолдингов, решил сконцентрировать бизнес селлера только на тех направлениях, которые интересуют его основных учредителей. Таким образом, из всех нетелевизионных сегментов альянс продолжит продажи только рекламы на радио.

$12 млрд

затраты Netflix на создание оригинального контента
в 2018 году

220

кинозалов в мире, работающих в формате ScreenX

270°

величина угла обзора
по технологии ScreenX

Из-за падения интереса к 3D и высокой конкуренции с домашними просмотрами кинотеатры вынуждены искать новые форматы для привлечения зрителей. Популярность формата IMAX хорошо демонстрирует, что интересует современного зрителя в кинотеатрах. Поэтому сети продолжают искать альтернативные премиальные форматы кинопоказа, такие как 4DX, Dolby Atmos, RealD LUXE, или, например, ScreenX.

Владимир Лапин, старший менеджер PwC

Контакты

Олег Малышев

Олег Малышев

Партнер, руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6138

Александр Кардаш

Александр Кардаш

Директор, практика по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000

Мы в социальных сетях