Радио и подкасты

Выручка российского рынка радио формируется преимущественно за счет рекламных доходов и чутко реагирует на изменения экономической ситуации в стране. Сегмент продолжает медленно восстанавливаться после резкого падения 2015 года: общая сумма выручки традиционного радио в 2018 году составила 240 млн долл., что на 1,9% больше показателя предшествующего года. Ожидается, что в период с 2018 по 2023 год рынок будет демонстрировать среднегодовые темпы роста на уровне 1,3%, а его объем на конец прогнозного периода составит 255 млн долл.

39 млн

человек – среднесуточный охват аудитории радио
в 2018 году

Аудитория уходит в регионы и онлайн-вещание

Несмотря на положительную динамику развития сегмента, аудитория традиционного радио продолжает сокращаться. Согласно данным исследовательской компании Mediascope, в 2018 году среднесуточный охват аудитории радио составил 39 млн человек, или 61% населения (жители городов с населением свыше 100 тыс. человек и старше 12 лет). Для сравнения: в 2014 году среднесуточная аудитория оценивалась в 40,3 млн человек, или 64% населения.

Подобные изменения связаны в первую очередь с ростом популярности онлайн-радио. Аудитория онлайн-радиовещания в 2018 году составила 30% от общего числа радиослушателей (по сравнению с 25% в 2014 году). Игроки рынка реагируют на данный тренд: российские радиохолдинги, включая «Европейскую Медиагруппу» и «ГПМ Радио», объявили о запуске осенью 2019 года единого онлайн-плеера для прослушивания радио в FM-диапазоне. Основной целью создания плеера, который будет доступен для пользователей в браузере, мобильных приложениях и на ТВ, является увеличение аудитории в интернете и борьба с пиратскими сервисами. 

Mediascope, в свою очередь, объявил о планах по внедрению технологий измерения аудитории онлайн-радио. Ранее компания расширила охват исследований, включив в выборку население малых городов и сел. В августе 2018 года прошли тестовые измерения, а с 1 января 2019 года данная выборка входит в стандартный набор исследований. По словам Александра Полесицкого, первого заместителя генерального директора «Европейской Медиагруппы», которая стала одним из инициаторов расширения выборки, новый подход позволит увеличить объем доступного рекламного инвентаря почти в два раза.

Тренд на консолидацию рынка

На российском радиорынке продолжается консолидация активов. В 2018 году на долю пяти ведущих медиахолдингов приходилось 22 из 29 национальных радиостанций, или 73,4% радиослушателей (в 2017 году – 69,8%). Крупнейшим игроком стала ЕМГ с охватом 24,4% аудитории (6 радиостанций). Лидер 2017 года, холдинг «Газпром-медиа», сместился на второе место с долей аудитории в 19,2% (6 радиостанций). Также в пятерку вошли «Русская Медиагруппа» (11,5% аудитории, 5 радиостанций), ВГТРК (10% аудитории, 3 радиостанции) и Krutoy Media (8,5% аудитории, 2 радиостанции).

В условиях растущей конкуренции на рынке аудиоконтента со стороны интернет-СМИ радиостанции объединяют свои усилия для реализации рекламного инвентаря. 

Так, в декабре 2018 года «Газпром-медиа Радио» и компания «Регион Медиа» (входит в структуру селлера НСК и занимается реализацией рекламы на региональном телевидении и радио) объявили о создании единого продавца радиорекламы «Дом радиорекламы». Клиентом нового селлера уже стал холдинг ВГТРК, который ранее сотрудничал с «Регион Медиа» в вопросах продажи рекламы на радиостанциях. 

Переход на цифру задерживается

Обсуждение вопросов перехода рынка на цифровое вещание ведется еще с начала 2000-х годов. В 2005 году успешно прошли испытания технологий цифрового радиовещания, а в число основных задач федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы» были включены перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии и обеспечение населения России региональным цифровым эфирным телерадиовещанием. Переход на цифровое телевещание был отложен и должен завершиться к концу 2019 года, в то время как в сфере радиовещания до достижения поставленных целей еще далеко.

В апреле 2018 года государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение о выделении частотных полос для стандарта цифрового радиовещания DAB+, а в сентябре предоставила частоты для стандарта DRM+. Однако необходимость замены оборудования, потребность в адаптации нормативно-правовой базы и отсутствие единого мнения в отношения выбора используемого формата существенно замедляют процесс перехода. 

По словам вице-президента «Российской Академии Радио» Юрия Костина, переход на цифровое радиовещание в России может произойти в ближайшие 2-4 года. При этом, как отметил руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, выбор остается в первую очередь за самой отраслью. 

Подкасты

Подкасты как усовершенствованный формат радиопередач, доступный для прослушивания в любое удобное время, ведут свою историю еще с 2003 года, однако именно в последние несколько лет получили широкую популярность. В России новый всплеск интереса к подкастам связан во многом с выходом на рынок популярных онлайн-СМИ, например таких, как Meduza и Sports.ru.

Сейчас на российском рынке представлен широкий выбор подкастов, при этом выделить стабильных лидеров сегмента представляется затруднительным. 

Согласно исследованию студентов и преподавателей факультета журналистики МГУ, 34% подкастов в России создается в рамках интернет-проектов, 28% подкастов выпускается радиостанциями, 22% представляют собой персональные проекты ведущих, а издателями еще 16% подкастов являются классические СМИ.

Что касается площадок для дистрибуции подкастов, то, помимо классических стриминговых сервисов, будь то Spotify или SoundCloud, развиваются и специализированные платформы. Последним примером служит закрытие приложения iTunes и запуск вместо него отдельных приложений, посвященных музыке, телевидению и подкастам.

Ранее, в июне 2018 года, Google выпустил отдельное приложение для прослушивания подкастов Google Podcasts, которое доступно и в России. В сентябре 2018 года крупнейшая социальная сеть России «ВКонтакте» запустила собственную платформу для бесплатного прослушивания подкастов. В декабре того же года стриминговый сервис «Яндекс.Музыка» создал специальный раздел для публикации подкастов и аудиолекций. 

Наконец, в марте 2019 года компания SoundStream, в экосистему которой входят мобильный агрегатор подкастов и студия по производству собственного контента, объявила о приобретении одной из старейших российских подкаст-платформ PodFM. 

PodFM

В планы по перезапуску сервиса, который в течение продолжительного времени функционировал без инвестиций в свое развитие, входит создание специализированного медиа о подкастах и техническое обновление площадки, в результате которого пользователи получат современные инструменты для загрузки, распространения и аналитики своего контента.

Исследовательская компания IAB Russia выделяет подкасты как крайне перспективный и эффективный канал для размещения аудиорекламы. 

Согласно данным совместного исследования IAB Russia и Mediascope, 51% потребителей аудиоконтента в России слушают подкасты. 

При этом 85% слушателей аудиорекламы готовы согласиться на рекламу в обмен на доступ к бесплатному контенту.

Объем российского рынка рекламы в подкастах по итогам 2018 года составил 25 млн долл., что на 68% больше показателя предшествующего года. 

На мировом рынке, безоговорочным лидером которого являются США с долей в 53% от общего объема выручки, Россия занимает шестое место при доле в 3%. 

Ожидается, что в период до 2023 года российский сегмент будет расти со среднегодовыми темпами роста на уровне 39,8%, а его объем на конец прогнозного периода составит 133 млн долл. Благодаря этому в 2023 году российский рынок рекламы в подкастах займет уже четвертое место в мировом рейтинге, а его доля увеличится до 4%.

$25 млн

объем российского рынка рекламы в подкастах
по итогам 2018 года

$133 млн

прогнозируемый объем российского рынка рекламы в подкастах к 2023 году

Контакты

Олег Малышев

Олег Малышев

Партнер, руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6138

Александр Кардаш

Александр Кардаш

Директор, практика по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000

Мы в социальных сетях