Рынок платного ТВ

Мировой рынок платного телевидения, который включает в себя непосредственно платежи за подписку на платное ТВ, лицензионные сборы за телевещание и доходы от реализации видеоконтента на физических носителях (например, DVD), будет сокращаться к 2023 году в среднем на 0,7% в год и достигнет объема в 244,4 млрд долл. к концу прогнозного периода. Основной угрозой для развития сегмента является распространение модели потребления контента «по запросу» и, соответственно, рост популярности стриминговых сервисов с более низкими ценами. 

С существенным оттоком абонентской базы и снижением объемов выручки столкнутся рынки с высоким уровнем развития сегмента, например, США, Швеция, Сингапур. В большинстве остальных стран среднегодовые темпы роста рынка не будут превышать 5%. Заметным исключением является Индия, где прогнозируется рост рынка платного ТВ с 10,1 млрд долл. до 17,6 млрд долл. к 2023 году.

$204,8 млрд

размер мирового рынка платного телевидения

Конкуренция с онлайн-кинотеатрами

Трендом последних лет на рынке платного телевидения является растущая конкуренция со стороны стриминговых сервисов. Согласно данным Американской ассоциации кинокомпаний, в 2018 году количество подписчиков стриминговых видеосервисов впервые превзошло количество абонентов кабельного телевидения, сделав OTT-платформы самым популярным каналом потребления видеоконтента. Однако по своему размеру мировой рынок платного телевидения (только платной подписки на ТВ) все еще намного превосходит OTT-рынок: 204,8 млрд долл. по сравнению с 38,2 млрд долл. по состоянию на 2018 год.

Тем не менее, разрыв в финансовых показателях будет сокращаться, что вынуждает ТВ-операторов искать способы для сохранения своей аудитории. К их числу могут относиться:

  • пакетные предложения, в которые могут входить 3–4 услуги (ТВ, доступ в интернет, мобильная связь и др.);
  • дополнительные премиальные услуги (VIP-поддержка, интерактивные функции, новые форматы просмотра и др.);
  • эксклюзивный контент (разработка оригинальной программной сетки, эксклюзивные трансляции спортивных мероприятий и др.);
  • «skinny bundles» (пакеты с меньшим количеством каналов и более низкой ценой).

Кроме того, некоторые операторы запускают собственные OTT-сервисы – наиболее известными примерами являются DirecTV Now (AT&T) и Sling TV (Dish Network). Лидеры российского рынка следуют мировому тренду: так, свои платформы уже представили «Ростелеком» (Wink) и «ЭР-Телеком» («Дом.ru Movix»), а запуск онлайн-кинотеатра от «Триколор» запланирован на октябрь 2019 года.

Особенности российского рынка ТВ

Российский рынок платного ТВ близок к насыщению: в 2018 году, согласно данным ТМТ-Консалтинг, уровень проникновения услуги составлял 72,9%. При этом сегмент в период до 2023 продолжит свой рост на уровне 4,2% в год, достигнув объема в 1,8 млрд долл. к концу прогнозного периода (1,5 млрд долл. в 2018 году).

Данный рост будет происходить преимущественно за счет увеличения абонентской базы спутникового телевидения и IPTV, в то время как аудитория кабельного ТВ будет сокращаться в среднем на 1% в год. Так, к 2023 году количество абонентов IPTV должно увеличиться на треть и составить 7,6 млн человек, или 18% от общего числа абонентов платного ТВ.

Кроме того, одним из драйверов роста выручки может стать повышение тарифов. В 2018 году средний чек на абонента составил 178 рублей, что заметно ниже мировых показателей и средней стоимости подписки на OTT-сервисы на российском рынке. Для сравнения, средняя стоимость месячной подписки на пять самых популярных в России стриминговых видеоплатформ составляет 389 рублей.

 

Другим драйвером, как и на мировом рынке, является увеличение количества пакетных предложений. К примеру, «Ростелеком» разрабатывает собственную экосистему и предлагает абонентам ряд пакетных предложений, которые могут в себя включать, помимо домашнего интернета и подписки на ТВ, также услуги мобильной связи, антивирусную поддержку Kaspersky, услуги домашнего видеонаблюдения, образовательные онлайн-курсы и различные игровые опции.

Российские операторы, следуя лучшим практикам, предлагают своим абонентам доступ к дополнительному контенту. Например, абоненты «Ростелекома» при подключении
к тарифу «КиноVIP» наряду со стандартным пакетом телеканалов получают доступ к онлайн-кинотеатру, при подключении к тарифу «Для ценителей» – подписку на партнерские сервисы «Амедиатека» и ViP Play.

Также участники рынка внедряют новые технологические сервисы и решения. К примеру, «Триколор» в 2019 году запустил телеканал Ultra HD Промо, доступный бесплатно всем абонентам (всего компания предлагает уже 8 телеканалов в данном формате качества). Более того, клиенты компании получили возможность воспользоваться сервисом «Триколор Умный дом», который позволяет с помощью датчиков движения и различных устройств получать отображаемую на экране телевизора или смартфона информацию о протечке воды, задымлении, утечке газа, а также управлять освещением и электроснабжением в доме.

 

Переход аудитории с просмотра ТВ в традиционном формате на просмотр ТВ в онлайн-режиме не является «каннибализацией» аудитории, а представляет собой перевод своих потребителей на другую платформу вследствие изменений паттернов потребления медиаконтента. Для операторов настоящая «каннибализация» зрительской аудитории – это переход на пиратские сервисы в отсутствие цифрового предложения от вещателя.

Алена Ковалева, старший менеджер PwC

Контакты

Олег Малышев

Олег Малышев

Партнер, руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6138

Александр Кардаш

Александр Кардаш

Директор, практика по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000

Алена Ковалева

Алена Ковалева

Старший менеджер, консультационные услуги, стратегия и операционная эффективность, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000 доб. 6927

Мы в социальных сетях