Тенденции развития индустрии развлечений и медиа в России

Российская индустрия развлечений и медиа, одна из самых динамично развивающихся в Европе, по итогам 2018 года продолжила свой рост. Положительное влияние на рынок оказало проведение Чемпионата мира по футболу. В целом, несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны азиатских и африканских рынков, положение российской медиаиндустрии в мире будет оставаться стабильным: в 2023 году ее доля в общем объеме мирового рынка составит 1,1% и она будет занимать 14-е место по размеру.

Общий объем российской индустрии развлечений и медиа в 2018 году составил 21,7 млрд долл., что на 10% больше значения предыдущего года. Согласно прогнозу, по итогам 2019 года объем рынка достигнет 23,6 млрд долл. Ожидается, что в прогнозном периоде до 2023 года среднегодовой темп роста рынка составит 6,4% (мировой показатель – 4,3%), а общий объем российской медиаиндустрии превысит почти 30,5 млрд долл.

Источником более половины доходов индустрии развлечений и медиа во всех сегментах является интернет, что соответствует глобальному тренду на цифровизацию продуктов и услуг. Дальнейший рост цифровых доходов связан в том числе с развитием мобильного интернета. Так, согласно прогнозам, в пятилетней перспективе уровень проникновения мобильного интернета в России составит 85%, а доля мобильного трафика в общем объеме потребления контента достигнет 92%. Будет расти и число пользователей, для которых смартфон будет не дополнительным, а единственным каналом взаимодействия с интернетом.

Рост объема данных об аудитории и ее предпочтениях, получаемых со все большего числа устройств и датчиков, будет способствовать дальнейшей персонализации продуктов и рекламных предложений. 

Данные потребителей уже представляют собой отдельный самостоятельный рынок, а изучение клиентской аудитории становится все более комплексной технологической задачей. Именно конечные потребители всегда являлись драйвером индустрии развлечений и медиа, поэтому игроки рынка будут и дальше стремиться внедрять инновации с прицелом на глубокие и тонкие настройки персонализации.

Доля рекламных доходов всех сегментов составляет примерно треть от общего объема выручки индустрии развлечений и медиа, или 7,4 млрд долл. в денежном выражении. Положительное влияние на рекламные бюджеты компаний оказало проведение Чемпионата мира по футболу. 

$21,7 млрд

объем российской индустрии развлечений и медиа
в 2018 году

6,4%

ожидаемый среднегодовой темп роста доходов
российской индустрии развлечений и медиа
с 2018 по 2023 годы

В то же время многие бренды начинают отказываться от услуг рекламных агентств и создавать специализированные подразделения в собственной структуре, что подразумевает также оптимизацию рекламных расходов. В этих условиях рекламные агентства стремятся перестроить свою бизнес-модель, развивая смежные направления услуг и технологические компетенции. В целом ожидается, что рекламная выручка медиаиндустрии будет расти в среднем на 5,7% в год, в первую очередь благодаря цифровой рекламе, и достигнет к 2023 году почти 9,7 млрд долл.

Как и годом ранее, в число сегментов, чьи темпы роста превышают темпы роста индустрии в целом, входят рынки доступа в интернет, интернет-рекламы, OTT-видео, киберспорта и VR. 

При этом взаимосвязанность данных сегментов предоставляет участникам индустрии широкие возможности для формирования цифровых экосистем, отвечающих на любые запросы пользователей и клиентов.

Сегменты газет и журналов массового спроса в прогнозном периоде будут демонстрировать отрицательную динамику (-6,0% и -1,4% в год соответственно), что является общемировым трендом. 

Развитие остальных сегментов будет характеризоваться относительно стабильным ростом в период до 2023 года.

Крупнейшими по объему сегментами медиаиндустрии как в 2018 году, так и в прогнозном периоде являются рынки телевизионной рекламы, интернет-рекламы и видеоигр.

При этом наиболее стремительное развитие в ближайшие пять лет будут демонстрировать инновационные сегменты виртуальной реальности, киберспорта и OTT-сервисов (СГТР – 30,7%, 19,8% и 11,5% соответственно). 

Данный рост во многом объясняется «эффектом низкой базы», о чем свидетельствует прогнозный совокупный объем сегментов к 2023 году – 459 млн долл., или 1,6% от общего объема индустрии. 

Тем не менее инвесторы и крупные медиакомпании уже совершают первые шаги в данных направлениях, приобретая успешные сервисы и технологии или запуская собственные проекты.

«Российский рынок развлечений и медиа является одним из самых привлекательных для инвестирования: во-первых, объем рынка растет год от года, а, во-вторых, рынок очень восприимчив к внедрению новых технологий и тестированию передовых бизнес-моделей. Бюджеты рекламодателей все больше переходят в интернет, но рынок ТВ-рекламы при этом не сокращается: рекламодатели все чаще применяют комплексные предложения, включающие все доступные инструменты. Важным трендом последнего года являются включение медийных и развлекательных активов в большие экосистемы, появление новых игроков на рынках ОТТ и VR».

Александр Кардаш, Директор PwC

Контакты

Олег Малышев

Олег Малышев

Партнер, руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6138

Александр Кардаш

Александр Кардаш

Директор, практика по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000

Мы в социальных сетях