Юлиана Слащева

Председатель правления киностудии «Союзмультфильм», председатель правления Ассоциации организаций индустрии анимационного кино

Юлиана Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм», председатель правления Ассоциации организаций индустрии анимационного кино

«Союзмультфильм» – советская и российская государственная киностудия мультипликационных фильмов. За время ее существования выпущено более 1,5 тысяч мультфильмов в разных жанрах и художественных техниках: кукольной, пластилиновой и рисованной. Многие фильмы обогатили «золотой фонд» мировой анимационной классики, были отмечены престижными международными и российскими премиями и наградами, стали неотъемлемой частью русской культуры. Киностудия сохраняет преемственность по отношению к классическому наследию советской мультипликации и в то же время ориентируется на молодую аудиторию. Сегодня «Союзмультфильм» активно занимается развитием сериальной продукции, адаптацией отечественной анимации под иностранные рынки, а также создает развивающий контент для детей.

Новая стратегия и «генетическая память производства»

В этом году «Союзмультфильму» исполнилось 83 года, но фактически как современная анимационная студия мы еще очень молоды, нам всего два года, можно сказать, стартап. К сожалению, последние тридцать лет для легендарной студии были фактически потеряны: «Союзмультфильм» почти ничего не производил, то немногое, что создавалось, было сделано авторами практически «на дому». Поэтому, перезапуская студию два года назад, мы начали заново воссоздавать все процессы, по крупицам собирая генетическую память процесса производства. Это стало одной из приоритетных задач в стратегии нашего развития.

Процесс восстановления прошел в несколько этапов. Первый этап – выход из кризиса. Два года назад, когда я возглавила «Союзмультфильм», студия находилась в довольно плачевном состоянии: не было внутреннего производства, не было маркетингового продвижения ключевых продуктов, не было отлаженной схемы монетизации, а большинство авторских прав на советское наследие было роздано в сторонние компании.  Студия на протяжении многих лет до этого работала себе в убыток и заканчивала практически каждый финансовый год с отрицательным результатом.

Сейчас мы находимся уже на втором этапе восстановления – совершенствование производства и совершенствование самого продукта. Третьим этапом, к которому мы только подходим, станет для нас коммерциализация.

За последнее время мы смогли вернуть почти 80% авторских прав на продукцию «Союзмультфильма». Сейчас нам важно убедить рынок, что мы готовы полностью перезапустить производство и поставить работу на конвейер.

У бренда «Союзмультфильм» особый статус, обусловленный историей. Наша задача – максимально деликатно, с уважением к преемственности анимационного фонда упаковать новый продукт, используя современный язык и визуальный ряд, понятный нынешним детям. Мы выбрали десять наиболее популярных персонажей из старой коллекции «Союзмультфильма» на основе исследования Synovate Comcon «Новое поколение», чтобы понять, что читают, слушают и вообще, чем увлекаются современные дети, как они расставляют приоритеты и как формируются их пристрастия. Для каждого из этих персонажей (групп персонажей) мы разработали стратегии продвижения, каждый получит «новую жизнь» в том или ином формате. Например, герои «Простоквашино» обзавелись новыми сериями мультфильма, для перезапуска других топ-персонажей мы планируем анимированные комиксы, мобильные и компьютерные игры. Будучи государственной компанией, нам важно соблюсти правильный баланс между переосмыслением наследия, его «переупаковкой» и самоокупаемостью студии, что совсем недавно еще казалось невозможным.

«Мы стараемся завоевать доверие детей, показывая, что наши персонажи существуют в современном мире и релевантной обстановке, что мы снимаем про настоящее, а не про прошлое... Современных детей не обманешь, с ними нужно говорить честно, на понятном им языке».

Перезапуск «золотой коллекции»

Мы осознаем, что динамика популярности «золотой коллекции» будет снижаться. Через 10–15 лет нам, вероятно, придется навсегда попрощаться с любимыми персонажами. Важным опытом для нас стало столкновение с негативной реакцией на перезапуск «Простоквашино», которое посмотрело преимущественно взрослое поколение. Из 25 млн зрителей, увидевших первую серию, почти половина высказалась о проекте в негативном ключе. Но к десятой серии негатив практически полностью развеялся, и соотношение «нравится – не нравится» поменялось на 90% к 10%.  Каждый новый эпизод в первые же дни набирал огромное количество просмотров, мы превысили собственный KPI, который себе ставили (2–3 млн просмотров за несколько месяцев). Это показывает, что контент со «старыми» персонажами интересен нынешним детям и их родителям, если добавить туда современного юмора и текущих реалий. Надо отметить, что мы внимательно изучили конструктивный негатив после первой и второй серий, переработав сценарии последующих эпизодов. Например, всех поначалу раздражали гаджеты, в последующих сериях их появление на экране было минимальным.

Мы стараемся завоевать доверие детей, показывая, что наши персонажи существуют в современном мире и релевантной обстановке, что мы снимаем про настоящее, а не про прошлое. Поэтому сейчас дети в «Простоквашино» верят, ведь там есть компьютер, ноутбук, телефоны и мессенджеры, а у «старорежимного» и прижимистого почтальона Печкина сохранился даже пейджер.

Дети верят, что Шарик блогер, потому что сейчас это самая популярная профессия в их понимании. Современных детей не обманешь, с ними нужно говорить честно, на понятном им языке. И как бы ни тяжело было переживать негатив от первых двух серий, дальнейшая история «Простоквашино» показывает, что мы все делали правильно.

Сегодня «Союзмультфильм» работает над семью сериальными проектами, из которых продолжением истории стал только «Простоквашино». Это новые истории с оригинальными сценариями, среди которых даже полнометражный фильм «Суворов», который делается в технологии 3D и SGI совместно с «Киностудией им. М. Горького». Мы стараемся двигать и развивать индустрию в целом, не только отдельно киностудию «Союзмультфильм». В анимации всегда было значительно меньше денег от частных инвесторов, чем в той же киноиндустрии.  За полтора года можно сделать хороший фильм, в анимации же процесс создания полнометражного мультфильма занимает минимум три года. Западные студии имеют возможность ежегодно выпускать по два-три фильма, что для нас пока невозможно и мешает конкурировать с ними.

«Анимация – это 50% люди и 50% правильные технологические решения».

Анимационный технопарк

Мы обратились к президенту с идеей создания технопарка на базе киностудии «Союзмультфильм» на основе опыта Китая и Южной Кореи. И, в случае успеха проекта, мы сможем его дальше масштабировать в регионах. Пока что мы в процессе создания новой инфраструктуры. Кроме «Союзмульфильма» у нас уже есть три студии-резидента, а также рядом с нами находится Ассоциация анимационного кино. Мы сильно «разрослись» за последний год, и, чтобы расширять анимационное производство, по распоряжению мэра Москвы для нашего технопарка уже подыскивают новое здание порядка 10 тыс кв. метров. Сам «Союзмультфильм» уже достиг оптимального количества человек, у нас в штате работает порядка 300 сотрудников. Для управляемости студии и эффективного творческого процесса больше не нужно, а свое дальнейшее развитие мы планируем базировать на малых и средних студиях, которым самостоятельно существовать сложно и которые будут рады присоединиться к нам с точки зрения процесса производства.

В своей стратегии мы используем корейскую модель и выстраиваем свою работу по такому же принципу.  За 12 лет существования госпрограммы поддержки креативных индустрий, Южная Корея вырвалась в пятерку лидеров по производству анимации, среди которых сейчас также США, Япония, Франция и Канада.

Первые шесть-семь лет действия программы государство систематически финансировало корейскую анимацию, а затем стали подключаться частные компании, и процесс перешел в статус государственно-частных партнерств. Созданная в Корее новая платформа теперь разделена на целевые агентства, курирующие отрасль. Государство обязало крупные анимационные студии развивать более мелкие студии, предоставляя им технологическую поддержку, финансирование проектов и добавляя в KPI минуты на производство коммерческой анимации, которую можно монетизировать и продавать.

Как только мы получим новое здание, помимо собственной компании и еще нескольких студий, которые мы сейчас поддерживаем, мы сможем развивать еще целый ряд направлений, в том числе проекты, которые находятся на стыке с анимацией: виртуальная и дополненная реальности, компьютерные и мобильные игры и прочее. Кроме того, нам нужно усилить команду опытными продюсерами и сильными супервайзерами, умеющими не только создавать креативный контент, но и привлекать к нему внимание. На все это требуется внебюджетное финансирование и частные инвестиции.

Технологии и традиции

Еще одной важной составляющей в нашей стратегии являются новые технологии. Анимация – это 50% люди и 50% правильные технологические решения. Сейчас мы используем почти на 90% только западные технологии, что дало стимул заниматься собственными разработками. За последнее время у «Союзмультфильма» появилось несколько уникальных технологических решений, которые мы уже сейчас патентуем, и ищем для них специализированные гранты, чтобы развить и внедрить в производство. Для нас важно, чтобы все технологическое обеспечение было взаимосвязано и подстраивалось под нужды студии. Под технологическими решениями подразумеваются не только «цифра» и 3D-технологии. Например, наша страна одна из немногих, где сохранились уникальные техники пластилиновой и кукольной анимации, в то время как во всем мире от них почти везде отказались из-за дороговизны производства и «старомодности», ведь процесс создания в 3D значительно проще. Однако мы верим, что именно в такой сложной и уникальной технике рождаются настоящие таланты и сохраняются культурные традиции нации. Если человек смог отработать режиссером на сложном проекте в кукольной анимации, он точно справится и с 3D. Мы гордимся тем, что можем предоставить нашим специалистам работать в любой технике и имеем для этого самое новое технологическое оснащение – у нас есть закупленные станки для пластилиновой анимации и прекрасный «кукольный» цех, оснащенный самым современным оборудованием.

И, стоит отметить, что инновации появляются даже в таких традиционных жанрах. К примеру, кукольная анимация снимается практически как игровое кино, только процесс еще сложнее: нужен правильный свет и ракурс, точно выверенное движение камеры и множество дополнительных нюансов. Наши «кукольники» разработали особую технологию соединения камер и полозий, по которым она едет, и это тоже своего рода новое решение для индустрии, которое мы сейчас патентуем.

Российская анимация обладает большим творческим потенциалом, прошла долгий путь и сохранила уникальные техники. В том же «Простоквашино» мы продолжили использовать рисовальную технику, очень трудоемкую и дорогую.  Хотя наши аниматоры рисуют уже не карандашами на кальке, а стилусами на специальных тачпадах, это все еще колоссальный ручной труд, который сохраняет особую атмосферу проектов «Союзмультфильм», к которому привыкли люди. А пока что мы в поиске той компьютерной технологии, которая хотя бы близко сможет приблизиться к подобному результату.

Контакты

Олег Малышев

Олег Малышев

Партнер, руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6138

Александр Кардаш

Александр Кардаш

Директор, практика по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000

Мы в социальных сетях