Skip to content Skip to footer
Поиск

Загрузка результатов

Кинопрокат

2019 год стал рекордным для рынка кинопроката России за всю историю наблюдений: совокупные сборы составили 852,0 млн долл. США (рост за год на 8,7%). Всего в 2019 году сеансы фильмов в кинотеатрах посетили 226,9 млн зрителей (рост на 13,3%), что позволило России стать крупнейшей страной Европы по объему проданных билетов. Из-за приостановки деятельности кинотеатров в марте–августе 2020 года по итогам года прогнозируется падение рынка на 44,3%, до 474,5 млн долл. США (120 млн проданных билетов). Однако, несмотря на сложный период, связанный с пандемией коронавируса, мы прогнозируем восстановление отрасли к 2022 году и выход на новые рекордные показатели к 2023–2024 годам (со средним ежегодным темпом роста в размере 0,6%).

Международный рынок кинопроката

Мировой рынок кинопроката установил новый рекорд в 2019 году: общая выручка отрасли составила 45,1 млрд долл. США (+9,2%). Однако рынок ждали серьезные потрясения в 2020 году: вспышка COVID-19 привела к резкому сокращению мирового рынка. Ожидается, что выручка кинотеатров по итогам 2020 года может упасть более чем на 65%, так как многие кинотеатры были вынуждены закрыться, а премьеры крупных голливудских тайтлов были отложены.

Пандемия коронавируса негативно повлияла на всю экосистему кинотеатров: владельцев киносетей, имеющих дело с высокими арендными платежами, персонал кинотеатров, поставщиков технологий, продуктов питания и напитков, рекламодателей и маркетинговые агентства. Ожидается, что в течение следующих пяти лет выручка кинотеатров во всем мире будет сокращаться со среднегодовым темпом в -2,4% и достигнет величины 39,9 млрд долл. США в 2024 году.

Текущая ситуация ускорила процесс цифровизации ведущих американских киностудий. Многие из них запускают (или уже запустили) свои собственные стриминговые сервисы. Disney+, запущенный в Северной Америке в ноябре 2019 года и в других странах в начале 2020 года, привлек 60,5 млн подписчиков к началу августа 2020 года. Warner Media запустил сервис HBO Max в мае 2020 года; NBC Universal – Peacock в апреле 2020 года.

Студия Universal решила выпустить в 2020 году некоторые фильмы («Тролли. Мировой тур», «Человек-невидимка», «Эмма», «Охота») сразу в цифровых видеосервисах, минуя кинотеатральный прокат. Как следствие, крупнейшая американская сеть кинотеатров AMC вначале объявила, что больше не будет показывать фильмы студии Universal, о бойкоте ее фильмов также объявила сеть Regal Cinemas. Чуть позже Universal и AMC договорились о революционном изменении на рынке кинопроката – фильмы студии станут доступными для цифрового проката уже через 17 дней после кинотеатральной премьеры (вместо традиционных 90 дней). Есть вероятность, что кинотеатральное окно будет в ближайшее время сокращено и другими крупными киностудиями и кинотеатральными сетями во всем мире.

Также Голливуд был вынужден прийти к временному отказу от стратегии одновременных глобальных премьерных показов блокбастеров по всему миру. Так, первая крупная премьера Disney после пандемии, «Мулан», вышла сразу и в цифровом прокате на платформе Disney+, а в некоторых странах, в том числе и в России, фильм вышел в обычных кинотеатрах. Возможно, данный эксперимент также станет поводом изменить в будущем стратегию выпуска своих фильмов в пользу цифрового формата, тем более что первые результаты демонстрируют, что эксперимент оказался достаточно успешным для Disney: после премьеры фильма число скачиваний приложения платформы Disney+ за выходные превысило 890 тыс. (при том, что для просмотра «Мулан» пользователи должны были доплатить 30 долл. США); по сравнению с предшествовавшей выходу фильма неделей траты подписчиков сервиса выросли на 193%.

Премьера фильма «Гамильтон», который создан на основе популярного мюзикла про первого министра финансов США Александра Гамильтона, также состоялась на цифровой платформе Disney+, хотя изначально выпуск фильма планировался в офлайн-кинотеатрах. Примеры этих и других менее крупных фильмов позволяют сделать вывод о том, что, возможно, уже в скором будущем крупнейшие киностудии начнут выпускать фильмы массово в цифровом прокате раньше или одновременно с офлайн-кинотеатрами.

Крупнейшими по размеру сборов фильмами 2019 года традиционно стали американские блокбастеры: «Мстители: Финал» (2,8 млрд долл. США сборов во всем мире), собравший в мировом прокате почти в два раза больше, чем второй фильм года – «Король Лев» (1,7 млрд долл. США). Тройку крупнейших фильмов года замкнула картина «Холодное сердце 2» (1,4 млрд долл. США).

Одной из важных тенденций 2019 года стал существенный рост кассовых сборов китайских фильмов. В двадцатке крупнейших мировых тайтлов оказалось сразу четыре китайских полнометражных картины. В Китае и до этого выходили мировые хиты, такие как, например, «Воин Волков 2» в 2017 году, но они, как правило, были единичными случаями. Успехи же китайских фильмов «Нэчжа» (726 млн долл. США), «Блуждающая Земля» (699 млн долл. США), «Мой народ, моя страна» (450 млн долл. США) и «Капитан» (416 млн долл. США) в 2019 году продемонстрировали, что китайский кинематограф выходит на голливудский уровень, причем сразу в нескольких жанрах: боевики, анимация и фантастика.

Эти фильмы попали в двадцатку мировых лидеров во многом благодаря исключительно домашнему рынку. Как свидетельствует их успех, китайский рынок сам по себе достаточно велик, чтобы приносить доходы, сопоставимые с доходами крупнейших голливудских картин.

Получение четырех премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, южнокорейской картиной «Паразиты» (ставший первой работой на неанглийском языке в истории, выигравшей данную номинацию) еще раз подчеркивает растущий интерес международной аудитории к неголливудским фильмам и, в частности, к азиатскому кинематографу.

На протяжении последних нескольких лет рынок кинопроката Китая демонстрировал одни из самых быстрых темпов роста в мире. Такие голливудские фильмы, как «Мстители: Финал», собравший на китайском рынке 614 млн долл. США, и спин-офф «Трансформеров» «Бамблби», который преуспел в Китае даже больше, чем в США, способствовали годовому росту рынка кинопроката Китая на 6,3% в 2019 году. Однако вспышка COVID-19 серьезно повлияет на показатели кинорынка страны: средние ежегодные темпы сокращения доходов от кинопроката в Китае составят -4,8% до 2024 года.

Ожидается, что кинорынок США переживет потрясения, вызванные COVID-19, более успешно, чем Китай, отчасти благодаря более развитому состоянию кинорынка. В течение следующих пяти лет США укрепят свое лидерство в качестве крупнейшего кинорынка в мире, несмотря на сокращение выручки за этот период. В 2024 году выручка киноотрасли в США составит 10,0 млрд долл. США, в то время как кинорынка Китая – 8,1 млрд долл. США.

Помимо США (11,3 млрд долл. США) и Китая (10,3 млрд долл. США) в десятку крупнейших кинорынков мира по итогам 2019 года также вошли Япония (2,3 млрд долл. США), Великобритания (2,0 млрд долл. США), Индия (1,8 млрд долл. США), Франция (1,7 млрд долл. США), Южная Корея (1,6 млрд долл. США), Германия (1,3 млрд долл. США), Мексика (1,0 млрд долл. США) и Австралия (0,9 млрд долл. США).

Российский рынок кинопроката

В 2019 году совокупные кассовые сборы кинопроката России составили 852,0 млн долл. США, в кинотеатрах страны было продано 226,9 млн билетов. Темп роста по сравнению с 2018 годом составил 8,7% по кассовым сборам и 13,3% по количеству проданных билетов. Средняя цена билета сократилась на 2,6% и составила 243,9 руб. (в 2018 году – 250,4 руб.).

Главной причиной рекордных показателей 2019 года стало большое количество успешных блокбастеров. Так, сразу три фильма преодолели отметку в 2 млрд руб. кассовых сборов: «Король Лев», «Мстители: Финал» (оба – 2,6 млрд руб.) и «Т-34» (2,3 млрд руб.), ставший всего третьим в истории проката российским фильмом, которому покорился данный показатель. Еще 11 тайтлов преодолели отметку в 1 млрд руб. в 2019 году: «Малефисента: Владычица тьмы», «Джокер», «Как приручить дракона 3», «Холодное сердце 2», «Тайная жизнь домашних животных 2», «Аладдин», «Человек-паук: Вдали от дома», «Капитан Марвел», «Однажды… в Голливуде», «Оно 2» и «Форсаж: Хоббс и Шоу».

Зарубежные фильмы собрали суммарно в прокате 43,2 млрд руб., что на 18,4% больше, чем в 2018 году. Сборы российского кино в 2019 году уступили рекордным показателям 2018 года (13,8 млрд руб.) и составили 22,1% от совокупных кассовых сборов кинопроката (12,2 млрд руб.).

Традиционно на российском рынке порядка 90% сборов принесли релизы пяти крупнейших дистрибьюторов: Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing (36,6%, 20,8 млрд руб.), «Централ Партнершип» (19,7%, 11,2 млрд руб.), Universal Pictures International (12,6%, 7,2 млрд руб.), «Каро Премьер» (12,2%, 6,9 млрд руб.) и «Двадцатый Век Фокс СНГ» (7,4%, 4,2 млрд руб.).

На конец 2019 года в России действовало 2 096 кинотеатров и 5 383 экрана (77,8% оборудованы технологией 3D). Темп роста кинотеатральной сети по отношению к 2018 году составил 10,7% по количеству кинотеатров и 2,9% по количеству экранов. Согласно данным «Фонда кино», за 2019 год открылось 230 новых кинотеатров, закрылось – 53, еще 12 кинотеатров возобновили кинопоказ. Важным драйвером роста кинотеатральной сети России остается федеральная программа модернизации кинозалов в населенных пунктах с численностью населения до 500 тыс. человек. К концу 2019 года в рамках программы модернизации открыто 992 экрана в 80 регионах страны.

Крупнейшим кинотеатром по количеству зрителей, как и годом ранее, стал «Киноцентр Соловей на Красной Пресне» в Москве, закрытый в декабре 2019 года. Вторым по посещаемости в России стал кинотеатр «КАРО Фильм» в ТЦ «Авиапарк» в Москве.

Важным событием 2019 года на рынке кинопроката России стало решение одной из крупнейших киносетей мира, южнокорейской компании CJ CGV, пересмотреть свои планы активного развития в России. Корейцы разорвали партнерство с ADG Group, согласно которому они планировали взять в управление 33 кинотеатра в московских районных ТЦ, построенных на месте старых советских кинотеатров. После ухода CJ CGV ADG Group договорилась с киносетью «КАРО» о том, что они будут совместно управлять московскими кинотеатрами, ранее работавшими под брендом CJ CGV. Речь идет как о трех уже открытых площадках (МФК «Саларис» и районные центры «Ангара» и «Эльбрус»), так и об остальных реконструируемых кинотеатрах, запланированных к открытию в 2021–2022 годах.

Начало 2020 года ознаменовалось установлением нового рекорда кассовых сборов в истории России – российская комедия режиссера Клима Шипенко «Холоп», вышедшая в прокат еще в конце 2019 года, по итогам проката собрала 3,1 млрд руб. До приостановки работы кинотеатров еще два фильма успели преодолеть планку в 1 млрд руб. в 2020 году: «Лед 2» и «Джентльмены».

Весной 2020 года впервые в истории произошло закрытие всех кинотеатров в стране, причиной чему послужила пандемия коронавируса. Кинотеатры в России не работали с середины марта до начала августа. При этом к середине сентября работа кинозалов была разрешена в 71 регионе России из 85 (были открыты 72% кинотеатров и 76% кинозалов).

Негативное влияние на восстановление рынка кинопроката сразу после открытия кинотеатров оказали несколько факторов: отсутствие крупных релизов в августе, когда кинотеатры стали только открываться; существенные ограничения по заполняемости залов, составляющие 25–50% от общей вместимости; и страхи населения, связанные с эпидемической ситуацией в стране.

Таким образом, несмотря на выход нескольких крупных кинорелизов («Довод», «Мулан») уже в сентябре 2020 года, посещаемость кинотеатров пока сильно уступает докризисным показателям.

Пандемия коронавируса привела к переносу сразу нескольких крупных голливудских блокбастеров на 2021 год (а в некоторых случаях даже на 2022 год). Так, не раньше 2022 года на экраны выйдут новые фильмы франшизы «Звездные войны», также на 2022 год была перенесена премьера одного из четырех запланированных сиквелов «Аватара».

Вследствие большого количества переносов премьер крупных фильмов на 2021–2022 годы можно ожидать быстрое восстановление отрасли уже в ближайшие несколько лет (при условии, что не наступит вторая волна пандемии). При этом надо отметить, что из-за пандемии существует риск возникновения кризиса производства нового киноконтента, что может привеcти к замедлению роста рынка кинопроката в 2023–2024 годах как в целом в мире, так и в России.

Ожидаемые ежегодные темпы роста рынка кинопроката в России составят 0,6% до 2024 года, что позволит достичь рекордного показателя в 57 млрд руб. киносборов к концу прогнозного периода в 2024 году.

Российский рынок рекламы в кинотеатрах

Ограничения по заполняемости залов и неопределенная эпидемическая обстановка негативно влияют на восстановление рынка рекламы в кинотеатрах, однако с появлением крупных премьер и увеличением посещаемости кинотеатров ожидается восстановление и рекламных бюджетов.

В 2019 году рынок рекламы в кинотеатрах в России вырос на 6,2%, до 18,5 млн долл. США. По итогам 2020 года, так как бюджеты на рекламу в кинотеатрах напрямую зависят от их посещаемости, прогнозируется и падение показателей размещаемой рекламы – на 42,7%, до 10,6 млн долл. США.

Так же, как и с кинопрокатом, восстановление показателей рекламы в кинотеатрах до докризисного уровня прогнозируется в России на 2022 год. Однако уже в 2021 году есть большой потенциал роста, поскольку на этот год перенесена большая часть голливудских релизов, изначально запланированных на 2020 год.

С точки зрения возвращения рекламодателей в кинотеатральные сети решающую роль играют следующие два фактора: 1) ситуация на рекламном рынке в целом: при сокращении бюджетов кинотеатры становятся одной из первых опций для оптимизации; 2) для роста интереса к рекламному формату необходима стабилизация посещаемости кинотеатров – при выходе в прокат блокбастеров можно ожидать и восстановления показателей посещаемости. При этом существующие ограничения по рассадке в залах, скорее всего, не станут существенным негативным фактором, поскольку заполняемость кинотеатров и раньше была далека от 100%.

Еще одним важным фактором, который может положительно отразиться на росте посещаемости кинотеатров, и, следовательно, на росте рекламы в кинотеатрах, может стать то, что в 2021 году планируются более длительные новогодние выходные, чем в 2020 году, — 11 дней, что также должно привести к притоку зрителей в кинотеатры.

Контакты

Фарид Илишкин

Фарид Илишкин

Партнер, руководитель практики сопровождения сделок, руководитель группы оценки и экономического анализа, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000 (доб. 6061)

Мы в социальных сетях