Skip to content Skip to footer
Поиск

Загрузка результатов

Музыкальная индустрия

Для российского музыкального рынка, основная доля выручки которого формируется за счет концертных и фестивальных мероприятий, период пандемии COVID-19 стал крайне серьезным испытанием. По итогам 2019 года объем рынка вырос на 16,4%, достигнув значения в 694 млн долл. США. Ожидается, что в 2020 году он сократится на 47,7% и составит 363 млн долл. США.

В условиях введенных ограничений на проведение массовых мероприятий основным источником доходов для участников рынка, в первую очередь музыкантов, стала выручка от музыкального стриминга. Согласно прогнозу, по итогам 2020 года объем рынка музыкального стриминга составит 57,3% от общего объема российского музыкального рынка.

Несмотря на столь значительные перемены в кризисное время, ожидается, что в период до 2024 года среднегодовые темпы роста музыкального рынка составят 6,9%, а его объем достигнет значения в 968 млн долл. США. При этом доля рынка живой музыки в общем объеме музыкального рынка сократится с 77,5% в 2019 году до 57,5% к концу прогнозного периода.

Растущий музыкальный поток

Объем российского рынка музыкальных записей по итогам 2019 года составил 156 млн долл. США. Ожидается, что в период до 2024 года рынок будет расти со среднегодовыми темпами на уровне 21,4%, а его объем достигнет 411 млн долл. США. Ключевым драйвером развития сегмента является музыкальный стриминг, выручка которого стремительно наращивает свою долю в общем объеме рынка.

По итогам 2019 года объем российского рынка музыкального стриминга составил 126 млн долл. США, или 81% от общего объема рынка музыкальных записей. Согласно прогнозу, к концу 2024 года выручка от музыкального стриминга вырастет до 383 млн долл. США, а на долю прочих источников выручки рынка музыкальных записей будет приходиться не более 7% от общего объема.

К концу 2019 года, согласно анализу PwC, «Яндекс.Музыка» догнала BOOM/VK Music по объему аудитории – на них в совокупности приходится 76% подписчиков музыкальных стриминговых сервисов на российском рынке, включая пользователей бесплатного пробного периода. За ними следуют Apple Music и «Звук» с равными долями по 10%. Объем аудитории YouTube Music, в свою очередь, сопоставим с общим количеством пользователей прочих музыкальных стриминговых сервисов на российском рынке и составляет порядка 2%.

Безусловно, одним из главных событий на российском музыкальном рынке за прошедшее время является запуск Spotify. С 15 июля 2020 года самый популярный в мире музыкальный стриминговый сервис стал доступен в России, 80-й по счету территории присутствия платформы.

Среди источников выручки рынка музыкальных записей стоит также отметить реализацию исполнительских прав на публичную трансляцию музыкальных произведений. По итогам 2019 года объем соответствующих доходов на российском рынке составил 19,7 млн долл. США. Ожидается, что к концу 2024 года выручка от реализации исполнительских прав достигнет 23,9 млн долл. США при среднегодовых темпах роста на уровне 4%. Основным драйвером развития данного источника выручки является деятельность аудиобрендинговых агентств, выступающих в качестве посредника между правообладателями и представителями бизнеса, использующими музыкальные произведения.

При этом агентства могут значительно расширять свою специализацию: так, в феврале 2020 года компания «Формакс», которой принадлежит сервис фоновой музыки FONMIX, стала владельцем «Мелодии», старейшей российской звукозаписывающей компании. «Мелодия», основанная в 1964 году и находившаяся до этого в государственной собственности, обладает правами на почти 240 тысяч аудиопроизведений, а основными источниками ее выручки являются лицензирование музыки для использования в фильмах и рекламе, а также продажа музыки на физических носителях.

Также в сентябре этого года стало известно о проведении в России первой цифровой сделки по передаче прав на музыкальную композицию между FONMIX и лейблом «Студия СОЮЗ». В качестве посредника сделки, заключенной в рамках закрытой презентации для топ-менеджеров ведущих музыкальных лейблов, выступила биржа интеллектуальной собственности на основе блокчейн IPEX.

Деньги остались дома

С учетом ограничений на проведение массовых мероприятий, влияние пандемии COVID-19 на рынок живой музыки является одним из самых значительных среди всех сегментов индустрии медиа и развлечений. По итогам 2019 года объем российского рынка вырос на 4,5% и составил 538 млн долл. США. В 2020 году, в свою очередь, согласно прогнозу, выручка концертных и фестивальных мероприятий сократится на 76% и составит 129 млн долл. США.

Столкнувшись с невозможностью осуществления своей привычной деятельности, участники рынка обратились к альтернативным форматам проведения концертов и фестивалей, которые, тем не менее, не способны в достаточной степени компенсировать резкое падение доходов непосредственно от «живых» мероприятий.

Общемировой тренд на проведение онлайн-концертов получил широкое распространение и в России. Пожалуй, первым крупным событием стало выступление группы «Би-2», прошедшее 20 марта на видеостриминговом сервисе Okko и собравшее 2,5 млн зрителей. Впоследствии на различных платформах, включая, например, МТС.Live и «Яндекс.Эфир», было организовано значительное число онлайн-выступлений российских музыкальных исполнителей. В свою очередь, VK Fest 2020, первый музыкальный онлайн-фестиваль в России, за неделю проведения собрал 41 млн зрителей из 203 стран. Резкий рост популярности формата привел и к запуску новых специализированных платформ: так, собственные стриминговые сервисы для трансляций музыкальных и прочих событий представили агентства e:mg (Live Systema) и Doing Great (Stay).

Безусловно, самым обсуждаемым виртуальным музыкальным событием весны 2020 года стала прошедшая 24–26 апреля серия концертов Travis Scott в видеоигре Fortnite, зрителями которых стали 12,3 млн пользователей. В связи с этим необходимо отметить, что буквально накануне, 19 апреля, состоялся концерт российского неоклассического музыканта Кирилла Рихтера в Minecraft, а в целом эксперименты с музыкальными концертами в компьютерных играх продолжаются уже несколько лет.

Другим форматом мероприятий, который, очевидно, был заимствован на рынке кинопроката, стали drive-in концерты, проводимые для автолюбителей на парковках и других подходящих площадках. Крупнейшим событием стала серия из пяти концертов Live & Drive, прошедших на территории спортивного комплекса «Лужники» в Москве, также различные автоконцерты были организованы и в других городах.

Необходимо отметить, что важным последствием кризисной ситуации стала консолидация участников рынка в целях взаимодействия с органами власти и оказания различного вида поддержки в рамках индустрии. Так, из числа руководителей ведущих компаний рынка была сформирована рабочая группа, в чьи задачи входит коммуникация с Правительством РФ и Министерством культуры. Вместе с тем было объявлено и о планах по созданию Ассоциации концертных деятелей РФ.

Контакты

Фарид Илишкин

Фарид Илишкин

Партнер, руководитель практики сопровождения сделок, руководитель группы оценки и экономического анализа, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000 (доб. 6061)

Мы в социальных сетях