Skip to content Skip to footer
Поиск

Загрузка результатов

Радио и подкасты

Радио

По итогам 2019 года объем рынка радио в России составил 246 млн долл. США, что на 5,3% меньше показателя предшествующего года, который остается самым успешным за прошедший пятилетний период. Ожидается, что выручка рынка сможет превысить данный уровень не ранее 2023 года. В целом в период с 2019 по 2024 год рынок будет демонстрировать среднегодовые темпы роста на уровне 1,36%, а его объем на конец прогнозного периода составит 263 млн долл. США.

Финансовые и аудиторные показатели российского рынка радио продолжают демонстрировать разнонаправленные тренды. Так, несмотря на сокращение объема рынка по итогам 2019 года, аудитория радио, согласно данным Mediascope, незначительно выросла: его среднесуточный охват составил 39,3 млн человек, или 61,8% населения (жители городов с населением свыше 100 тыс. человек и старше 12 лет). По итогам проведения исследовательской компанией в первой половине 2019 года измерений, с включением в выборку малых городов и сел, стала известна всероссийская аудитория радио – 70 млн человек, или 57% населения России старше 12 лет.

Аудитория онлайн-слушателей также немного увеличилась и составила, по данным на сентябрь 2019 года, 31% от общего числа радиослушателей. Ожидалось, что существенным драйвером роста онлайн-аудитории станет планировавшийся на осень 2019 года запуск единого онлайн-радиоплеера. Однако несмотря на появившееся в декабре того же года сообщение о завершении его разработки и наличии договоренностей с 24 национальными радиостанциями, сервис до сих пор не был запущен.

Другим перспективным проектом остается переход на цифровое радиовещание. Ключевым вопросом для участников рынка является коммерческая целесообразность с учетом имеющихся ограничений: необходимости замены оборудования, в том числе со стороны слушателей, и отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы. Руководство Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в свою очередь, отмечает риски появления большого числа радиостанций в условиях стагнирующего и даже сокращающегося объема рекламных бюджетов. Необходимо добавить, что по итогам завершения программы цифровизации телевидения аудитории телезрителей стали доступны три радиостанции холдинга ВГТРК в составе первого мультиплекса.

Реализация еще одного проекта на рынке – создание единого продавца радиорекламы «Дом радиорекламы» – не оправдала возложенных ожиданий. В марте 2020 года «Газпром-медиа Радио» стал единоличным владельцем агентства, которое теперь ведет свою деятельностью в качестве внутреннего сейлз-хауса холдинга. Подобный подход будет использовать и другой радиохолдинг «большой пятерки»: так, в июне 2020 года было объявлено о создании на базе Krutoy Media объединенного сейлз-хауса, который будет заниматься реализацией рекламы для всех радиостанций, принадлежащих промышленно-финансовой группе «Сафмар».

Несмотря на непростую рыночную ситуацию, участники рынка реализуют различные технологичные проекты, направленные в первую очередь на маркетинговое продвижение. Так, в декабре 2019 года в продаже появилась умная колонка Prestigio Smartmate Mayak Edition, разработанная в сотрудничестве между Prestigio, радиостанцией «Маяк» и компанией «Яндекс». Отличительной особенностью колонки, в основу дизайна которой был положен бренд радиостанции, стал навык «Маяк детям», благодаря которому голосовой помощник «Алиса» может отвечать на познавательные вопросы детей, используя обширную библиотеку образовательного контента «Маяка».

Сам голосовой ассистент, в свою очередь, получил новое применение в качестве ведущего радиоэфира: с 22 мая 2020 года «Алиса» в экспериментальном формате стала одной из ведущих радиостанции Like FM.

Поддержка рынка радио в период COVID-19

 По данным АКАР, объем рынка в первом квартале 2020 года сократился на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

С учетом зависимости от рекламных доходов пандемия COVID-19 стала серьезным вызовом для российского рынка радио. По данным АКАР, объем рынка в первом квартале 2020 года сократился на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Сокращение рекламных доходов в апреле оценивалось участниками рынка в диапазоне от 40% до 60%.

В этих условиях игрокам рынка были предложены различные меры поддержки. Так, постановлением правительства РФ деятельность радиостанций была включена в перечень наиболее пострадавших отраслей российской экономики, что позволило радиостанциям претендовать на федеральные инструменты поддержки. Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций на период до 31 декабря 2020 года был существенно сокращен перечень лицензионных требований и лицензионных условий в сфере телерадиовещания.

Российское авторское общество и Всероссийская организация интеллектуальной собственности, в свою очередь, на период с апреля по сентябрь уменьшили для региональных радиостанций в два раза минимальную сумму авторского вознаграждения. Федеральные радиохолдинги также существенно снизили или временно отменили франшизные платежи для региональных партнеров.

Интересен пример радиостанции «Серебряный дождь», которая оказалась на грани закрытия из-за значительного сокращения доходов. В ходе краудфандинговой кампании радиостанции удалось за две недели собрать 13 млн руб. и продолжить свою деятельность.

Перечисленные меры поддержки способны в определенной степени оптимизировать операционные расходы радиостанций, однако не смогут полноценно компенсировать отток рекламодателей. Согласно прогнозу PwC, объем российского рынка радио по итогам 2020 года сократится на 30% и составит 172,3 млн долл. США.

Подкасты

2019 год стал в значительной степени переломным для российского рынка подкастов. Подкасты, долгое время развивавшиеся как нишевое явление, наконец начали привлекать внимание широкой общественности, крупных коммерческих брендов, деловых изданий и мероприятий. Платформы для подкастов появились у основных музыкальных стриминговых сервисов: Apple Podcasts, Google Podcasts, специальные разделы в «Яндекс.Музыка» и «ВКонтакте». В декабре 2019 года к числу платформ для подкастов также присоединился стриминговый видеосервис Megogo, который объявил о запуске нового направления – Megogo Audio, предлагающего пользователям прослушивание аудиокниг и подкастов. Также известно о планах компании по выпуску подкастов собственного производства.

Это привело к росту числа постоянных слушателей: согласно данным IAB Russia, ежемесячная аудитория подкастов по итогам 2019 года увеличилась вдвое и составила 5,1 млн человек. Результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в феврале 2020 года, в свою очередь, говорят о том, что подкасты периодически слушает порядка 19% россиян старше 18 лет. При этом, как показывает пример «Яндекс.Музыка», период активной фазы пандемии COVID-19 способствовал дальнейшему росту аудитории: по сообщению сервиса, количество прослушиваний подкастов в мае 2020 года увеличилось на 30% по сравнению с февралем того же года.

В июне 2020 года на российском рынке появились сразу две новые площадки. Сервис аудиокниг Storytel запустил в России платформу для подкастов Storytel Hub, с помощью которой авторы смогут самостоятельно загружать аудиозаписи на сервис и получать доход от их прослушивания по модели revenue share, а также по фиксированной ставке в рамках реферальной программы за привлеченных пользователей. Тогда же «Мегафон» запустил собственное специальное приложение – «Мегафон Подкасты».

Значимым с точки зрения работы с рекламодателями событием стало начало продаж в июле 2020 года «Европейской медиагруппой», лидером российского рынка радио, рекламных интеграций в подкасты популярных радиошоу. Подкасты медиахолдинга, фактически являющиеся аудиозаписями радиоэфира, доступны на 45 платформах и позволяют тематически таргетировать рекламные сообщения.

Наконец, в начале августа 2020 года прошло первое крупное деловое событие на рынке подкастов – онлайн-фестиваль СЛЫШ. В его организации приняли участие почти 70 подкастеров, а в программу вошли лекции, круглые столы, живые записи и питчинг подкастов.

Необходимо также отметить, что выход Spotify на российский рынок на текущий момент не предполагает доступа пользователей к подкастам, которые являются важной частью контент-стратегии стримингового сервиса. Тем не менее, ожидаемый запуск данного направления может стать еще одним существенным драйвером развития рынка подкастов в России.

Контакты

Фарид Илишкин

Фарид Илишкин

Партнер, руководитель практики сопровождения сделок, руководитель группы оценки и экономического анализа, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000 (доб. 6061)

Мы в социальных сетях