Skip to content Skip to footer
Поиск

Загрузка результатов

Рынок платного ТВ

Мировой рынок платного телевидения, который включает в себя непосредственно платежи за подписку на платное ТВ, лицензионные сборы за телевещание и доходы от реализации видеоконтента на физических носителях (например, DVD), в прогнозном периоде до 2024 года будет сокращаться в среднем на 1% в год, а его объем к концу прогнозного периода составит 231,2 млрд долл. США. В условиях усиления конкуренции с прочими каналами потребления видеоконтента, особенно OTT-сервисами, единственным направлением, демонстрирующим стабильный рост, будет являться IP-телевидение.

Внимание всей индустрии в ближайшие годы переместится в Азиатско-Тихоокеанский регион и Африку – единственные из макрорегионов с положительным значением среднегодовых темпов роста в прогнозном периоде. Мировым лидером по темпам роста станет Индия (7,5% в год), в то время как большинство стран Европы и Северной Америки будут демонстрировать отрицательные среднегодовые темпы роста.

Главным итогом 2019 года на мировом рынке платного телевидения стал выход IP-телевидения на второе место по количеству абонентов после кабельного телевидения. В прогнозном периоде именно рост популярности IPTV, особенно в Индии, Китае и других азиатских странах, будет являться основным драйвером развития рынка. Ожидается, что к концу 2024 года количество абонентов IPTV в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) практически сравняется с числом пользователей кабельного телевидения.

В целом страны АТР в ближайшие годы станут новым «местом силы», в то время как развитые рынки уже начинают постепенно сталкиваться с оттоком абонентской базы и снижением выручки. Конкуренция со стриминговыми видеосервисами продолжит усиливаться: мировой рынок OTT-видео станет одним из самых быстрорастущих сегментов индустрии развлечений и медиа в прогнозном периоде.

В этих условиях операторы платного телевидения на развитых рынках для сохранения прежних объемов абонентской базы и выручки вынуждены постоянно предлагать новые дополнительные сервисы и услуги. Одним из последствий все более интенсивной диверсификации предложения, согласно исследованию Digital TV Research, станет перераспределение абонентской базы от крупных операторов к небольшим компаниям за счет большей персонализации сервисов и контента.

Российский рынок платного телевидения

Темпы роста абонентской базы на российском рынке платного телевидения по итогам 2019 года, согласно данным ТМТ-Консалтинг, продолжают сокращаться, а уровень проникновения услуги составил 79,8%, что позволяет отнести местный рынок к числу развитых. Одним из важных сдерживающих факторов, помимо продолжающегося роста популярности OTT-сервисов, стала реализация в России программы цифровизации эфирного телевидения. В то же время объем рынка, согласно нашему прогнозу, продолжит расти опережающими темпами и достигнет к концу 2024 года значения в 1,65 млрд долл. США (1,56 млрд долл. США в 2019 году).

Пакетные предложения, по словам участников рынка, уже стали одним из главных драйверов роста в 2019 году и будут являться важной частью новых бизнес-стратегий игроков. Кроме того, продолжается постепенное замещение пользователей аналогового кабельного телевидения более высокодоходными абонентами, в первую очередь пользователями IPTV. Так, средний чек абонента платного телевидения в 2019 году, по данным ТМТ-Консалтинг, увеличился до 193 руб.

Одной из особенностей развития рынка в 2019 году стал рост доли телесмотрения региональных каналов, отмечаемый рядом операторов. Главной причиной этого стала реализация программы цифровизации эфирного телевидения, вследствие чего значительная часть региональных телеканалов стала доступна только на платном телевидении.

Наиболее динамичное развитие среди участников рынка демонстрирует МТС: компания по итогам 2019 года вышла на третье место по количеству абонентов, опередив «ЭР-Телеком». Также МТС активно инвестирует в производство видеоконтента и планирует запустить собственные телеканалы.

Во время активной фазы пандемии COVID-19 операторы платного телевидения, наряду с остальными компаниями индустрии развлечений, включились в борьбу за увеличившийся объем свободного времени аудитории, используя, в том числе, различные акции и бесплатные предложения.

С одной стороны, это позволило рынку сохранять положительные темпы прироста абонентской базы в первой половине 2020 года. С другой стороны, такие меры не смогли повлиять на выручку операторов, которая сокращалась в указанный период. Существенными негативными последствиями для операторов платного телевидения могут стать невысокие ожидаемые показатели конверсии абонентов – участников акций в платящих пользователей, а также значительное увеличение аудитории OTT-сервисов за счет аналогичных акций и предложений.

Контакты

Фарид Илишкин

Фарид Илишкин

Партнер, руководитель практики сопровождения сделок, руководитель группы оценки и экономического анализа, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000 (доб. 6061)

Мы в социальных сетях