Skip to content Skip to footer
Поиск

Загрузка результатов

Тенденции развития индустрии развлечений в мире

В январе 2020 года мы размышляли, какой теме уделить наибольшее внимание на страницах Media Outlook: влиянию 5G на индустрию, пресыщению потребителей различными сервисами по подписке или тенденции выстраивания экосистем с участием компаний из сферы развлечений… Но уже в марте стало очевидно, что будет не просто одним из, а практически единственным фокусом обзора. Пандемия заставила нас впервые перенести сроки выпуска исследования – взять паузу, чтобы адекватно оценить последствия возникшего кризиса.

Недальновидно было бы говорить, что теперь мы знаем все о влиянии коронавируса на рынок медиа и развлечений. Уверенным сегодня можно быть разве что в неопределенности. Потребительские привычки, формировавшиеся годами, как оказалось, могут быть разрушены за несколько месяцев самоизоляции. Тем не менее, сегодня у нас гораздо больше точек опоры для прогнозов, чем это было в марте.

Динамика рынка медиа и развлечений год к году в 2020 году будет самой негативной за всю историю наблюдений – минус 5,6%. И наоборот, в 2021 году мы ожидаем самый резкий скачок, но, разумеется, стоит учитывать специфику базы для этого роста и относиться к нему критически. В рамках пятилетнего прогноза, который охватывает период с 2019 по 2024 год, среднегодовой темп роста мировой индустрии составит 2,8%. Опять же, глядя на цифру, может ошибочно показаться, что бизнес идет своим чередом, но стоит углубиться в детали, и изменения станут очевидными.

Одним из самых пострадавших источников дохода для рынка развлечений стала реклама. Сегмент интернет-рекламы переживает кризис сравнительно легко, хотя эффект от сокращения бюджетов или переноса кампаний рекламодателями не позволит достичь прогнозируемых ранее показателей. Многие типы рекламы на время карантина стали нежизнеспособны. Одними из первых под нож рекламодателей попали размещения в печатной прессе: кто-то был вынужден приостановить печать тиражей, а некоторые издания из кризиса уже не выйдут. Существенный удар пришелся на наружную рекламу и рекламу в кинотеатрах.

На фоне пандемии очевидным образом увеличился разрыв между цифровыми и нецифровыми источниками дохода. Игрокам рынка развлечений пришлось оперативно реагировать и переводить деятельность в онлайн-формат, лишь подтверждая разошедшийся по социальным сетям шутливый опрос о том, кто больше повлиял на цифровую трансформацию в компаниях – технический директор или коронавирус. В частности, производитель игрового хита Pokémon GO был вынужден скорректировать геймплей, завязанный преимущественно на прогулках. Представители онлайн-сегмента в сложившейся ситуации ощущали себя куда более уверенно. Для ОТТ-сервиса Disney+ тайминг запуска едва ли мог быть лучше. За прошедшие девять месяцев количество подписчиков достигло 60 миллионов, что является нижней границей пятилетнего плана компании.

Пятый элемент

В 2019 году смартфоны опередили широкополосный интернет по объему потребления данных. И даже несмотря на рост ШПД в период самоизоляции, смартфоны в течение прогнозного периода продолжат увеличивать отрыв, укрепляя свои позиции в качестве самого популярного переносного устройства.

С широким распространением доступа к 5G-соединению потребители получат доступ к большему количеству контента высокого качества, игр и различных сервисов. Ограничением для развития 5G по-прежнему является высокая цена устройств, поддерживающих данную технологию.

Примечательно, что операторы связывают свои надежды по поводу 5G с крупными спортивными соревнованиями. Ожидается, что желание следить за любимыми командами в высоком качестве, используя в том числе возможности дополненной реальности, подстегнет потребителей к переходу на 5G по аналогии с тем, как в преддверии важных чемпионатов производителям телевизоров удается реализовать больше всего своих самых современных моделей.

Домашний интеллект

Растет число потребителей, которые взаимодействуют с технологией искусственного интеллекта в формате голосовых ассистентов, встроенных в мобильные устройства. Тем не менее, исследователи рынка отмечают, что несмотря на удобство и все большую персонализацию подобных помощников, не все спешат ими воспользоваться. Одним из главных сдерживающих факторов остается вопрос безопасности личных данных – почти половина респондентов опросов считают искусственный интеллект недостаточно надежным хранителем приватной информации.

Вместе с тем продолжается активное развитие рынка умных колонок, одной из частей экосистемы умного дома, массовое распространение которых будет в значительной степени способствовать популярности домашних голосовых помощников. Лидерство по числу владельцев таких устройств до недавнего времени удерживала Северная Америка, но в 2019 году вперед вышел Азиатско-Тихоокеанский регион. Ожидается, что в 2024 году умные колонки будут у 543 миллионов пользователей, 43,8% из которых придутся на Азию.

Утомленные контентом

Подписная модель вошла в моду практически во всех сегментах рынка медиа и развлечений. Потребители выбирают ежемесячные платежи за доступ к полной библиотеке контента вместо разовой оплаты просмотра или прослушивания.

Уже привычные аудитории форматы контента по подписке – это фильмы, сериалы и музыка. К формату платного доступа тяготеют и подкасты, которые все чаще перемещаются на платформы музыкального стриминга или повторяют их бизнес-модель. На рынке видеоигр 2019 год ознаменовался запуском сразу нескольких проектов по подписке, включая Apple Arcade и Google Stadia. Несмотря на не самые высокие показатели на старте, производители игр возлагают большие надежды на данные сервисы, с помощью которых возможно вернуть интерес, например, даже к некоторому устаревшему контенту и монетизировать его.

Многие, для кого сервисы по подписке были в новинку, благодаря специальным промо-предложениям во время самоизоляции, смогли утолить жажду контента. Но сколько из них останется по истечении бесплатного периода? И за сколько подписок будет готов платить потребитель? В условиях пандемии проблема перенасыщения рынка подписками становится все более актуальной.

Контакты

Фарид Илишкин

Фарид Илишкин

Партнер, руководитель практики сопровождения сделок, руководитель группы оценки и экономического анализа, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000 (доб. 6061)

Мы в социальных сетях