Обзор мировой электроэнергетики

Окно возможностей для трансформации энергетического сектора закрывается

Ежегодно на протяжении 15 лет эксперты PwC готовят анализ мирового рынка и текущих трендов в энергетике, изучают бизнес-модели ведущих предприятий в отрасли и составляют прогноз развития индустрии. В период с сентября по октябрь 2018 года мы собрали отзывы 118 руководителей более 100 электроэнергетических компаний в России и еще 55 странах, включая регионы Европы, Северной и Южной Америки, АТР, Ближнего Востока и Африки. По результатам исследования мы выявили пять аспектов – ключевых составляющих успешной трансформации компаний электроэнергетического сектора.

Понимание бизнеса в будущем

Даже самым опытным традиционным игрокам нужна идентичность, основанная на четком понимании их будущей роли в новом энергетическом мире. Компании, сформулировавшие корпоративную идентичность и направление развития бизнеса, будут выглядеть привлекательнее и надежнее для внешнего сотрудничества в глазах потенциальных партнеров. Сотрудники, поставщики и внешние партнеры будут охотнее сотрудничать для достижения будущего успеха и в рамках разработки аспектов программы изменений. Если вы знаете, в каком направлении двигается ваша компания, вам будет проще убедить окружающих присоединиться к этому путешествию.

Доверие потребителей

Доверие становится все более актуальным в новых условиях рынка электроэнергетики, насыщенного цифровыми технологиями, где взаимоотношения с клиентами меняются, а компании из поставщиков энергии превращаются в партнеров по разработке энергетических решений. Долгое время электроэнергетические компании работали над обеспечением бесперебойной операционной деятельности и созданием репутации надежного поставщика. Теперь им необходимо сосредоточиться на доверии. Во главе угла – психология: каждый шаг должен разрабатываться таким образом, чтобы найти отклик и понимание у клиентов, сотрудников, инвесторов, регуляторов и других лиц, – так вы создадите имидж предприятия, работой или сотрудничеством с которым будет гордиться каждый.

Прочная основа инноваций

Перед электроэнергетическими компаниями стоит задача внедрять инновации в организациях, которые прекрасно себя чувствуют в контексте собственной традиционной культуры и существующих правил операционной деятельности. Обычно компании разрабатывают и тестируют каждый новый подход в экспериментальном режиме, а затем запускают хорошо показавшие себя методы в масштабе всего предприятия. Каждый день вы немного повышаете планку,  организация трансформируется гораздо легче и эффективнее, чем если бы вы потребовали от всех сотрудников в одночасье радикально изменить поведение на работе.

Использование активов

Наследием для многих энергетических компаний являются централизованные активы, работающие на ископаемом топливе, тогда как в перспективе доля углеводородов и централизация производства будут сокращаться. Однако должное внимание к управлению унаследованными активами может серьезно повлиять на всю трансформацию. Таким образом, необходимо выработать четкий и эффективный план для извлечения максимальной пользы из прошлых наработок и попутной реорганизации или реализации активов, которые могут стать помехой будущему прогрессу.

Вызовы рынка

Даже на рынках без открытой конкурентной среды передовые технологии потребуют от электроэнергетических компаний большей интерактивности и умения интегрировать свои предложения с более масштабными экосистемами. Наряду с эффективным выстраиванием партнерских отношений, это увеличит ценность таких ресурсов, как анализ клиентов, управление отношениями с клиентами, анализ рынка, инновационные разработки и управление продуктами.

Глобальная трансформация электроэнергетического сектора набирает обороты, движимая изменениями клиентских ожиданий и ускоренным технологическим развитием. Традиционные электроэнергетические компании осознают, что окно возможностей закрывается: примерно за пять лет необходимо разработать и внедрить стратегии и ресурсы, необходимые для сохранения конкурентных преимуществ.

Мы поинтересовались мнением руководителей крупнейших электроэнергетических компаний насчет влияния основных факторов трансформации на энергетические рынки и структурировали их ответы по четырем областям анализа:

1. В ногу с переменами
2. Трансформация бизнес-модели
3. Качество обслуживания клиентов
4. Развитие сотрудничества и инноваций

В ногу с переменами

Совокупный эффект от научно-технических достижений, регулирующих мер, роста распределенной генерации, новых форм конкуренции и изменений в поведении потребителей трансформирует рынки электроэнергии во всем мире. Темпы этих изменений варьируются от рынка к рынку, однако в целом трансформационные процессы протекают гораздо быстрее, чем предполагали руководители компаний отрасли всего несколько лет назад. Отрасль, привыкшая к долгосрочным и крупномасштабным инвестициям в активы, теперь должна перестроиться на гораздо более сжатые технологические и проекты циклы.
Трансформация затронет все компоненты цепочки создания стоимости – от генерации и сетевого распределения до источников энергии, работающих в режиме «за счетчиком».

Трансформация бизнес-модели

По мере ускорения технологического прогресса традиционные электроэнергетические компании вынуждены трансформировать свои бизнес-модели. В последние годы компании сектора электроэнергетики попали в мир, где технологии внедряются гораздо активнее, оказывая прорывной эффект, а бизнес-модели должны быстро меняться, чтобы соответствовать новой динамике энергетического рынка. В одних случаях оптимальным вариантом станет переход на совершенно новую модель. В других традиционную, надлежащим образом регулируемую и интегрированную бизнес-модель нужно изменить, но не упразднить.

Новые модели и традиционные архетипы могут функционировать в одной среде. Успех изменения бизнес-модели будет зависеть от того, смогут ли электроэнергетические компании сосредоточить усилия в правильном направлении. Дальновидные компании имеют возможность изменить отношение стран, экономик, производителей и потребителей к электроэнергии в целом, а также к ее применению и ценности. Появляются все новые системные инструменты, аппаратное и программное обеспечение, способные фундаментально изменить роль этого ресурса, использование технологий, управление сетевыми и локальными активами и оборудованием, а также участие потребителя.

Качество обслуживания клиентов

Такие нововведения, как интеллектуальные сети, микросети, местная генерация и хранение электроэнергии, расширяют возможности взаимодействия с клиентами. Передовые технологии способствуют развитию новых энергетических платформ в таких областях, как интеграция распределенных энергоресурсов (РЭР), обеспечение электрической мобильности, Интернет вещей и сделки с электроэнергией. Новые технологические компании из сфер управления данными и разработки программного обеспечения занимают ключевые позиции, а в некоторых случаях – переманивают клиентов традиционных игроков.
Потребители, осваивающие системы малой энергетики и другие новые технологии, хотят лучше контролировать то, как производится и поставляется потребляемая ими энергия.


Развитие сотрудничества и инноваций

В эпоху стремительных технологических перемен и трансформации рынка электроэнергетические компании не могут игнорировать необходимость внедрять инновационные решения. Многие наблюдатели ожидают,  что в течение следующих 20 лет в секторе электроэнергетики появится больше инноваций, чем было внедрено со времен Томаса Эдисона.  Следовательно, компаниям необходимо радикально изменить свое представление о том, как использовать инновации для реализации рыночных возможностей, а также общей стратегии развития предприятия.

Однако взгляд на инновации меняется, и многие компании ищут способы внедрить культуру инноваций в процедуры обсуждения и решения основных стратегических вопросов. В конечном итоге инновации станут основным компонентом стратегии выхода на рынок. С их помощью компании будут защищать свои позиции, отвоевывать доли рынка у конкурентов, наращивать возможности коммерциализации технологий и рыночных решений.


{{filterContent.facetedTitle}}

Контакты

Татьяна Сиротинская

Партнер, руководитель практики по предоставлению услуг предприятиям электроэнергетической отрасли, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6318

Юрий Пуха

Партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям в области связи, информационных технологий и СМИ, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6499

Дмитрий Стапран

Директор, стратегия и операционная эффективность в секторе электроэнергетики, PwC Россия

Тел: +7 (495) 223 5044

Григорий Сидоров

Директор, консультационные услуги, стратегия и операционная эффективность, PwC Россия

Тел: +7 (495) 223 5085

Мы в социальных сетях