The 15th PwC Global Power & Utilities Survey

The narrowing window for energy transformation

For the past 15 years, PwC experts have annually analysed the global energy market and current energy trends, reviewed the business models of leading energy companies and prepared an industry development forecast. Between September and October 2018, we received responses from 118 power and utility executives from over 100 companies and 56 different countries in Europe, the Americas, the Asia-Pacific region, the Middle East and Africa. From our survey, we identified five issues that are the key building blocks for power and utility companies.

A strong future business direction

Even the most established incumbents need an identity based on a clear view of their role in the new world of energy. Companies that articulate an identity and direction will be able to invite participants, gain additional momentum and act as a reliable partner. Employees, suppliers and outside partners will be more willing to collaborate and help design aspects of transformation programmes. If you know where you are going, it will be much easier to convince others to join you.

Customer trust

Trust is becoming ever more important in the new, increasingly digitised environment. Customer relations are changing and companies are moving from being commodity suppliers to partners in creating energy solutions. Utilities have long focused on building reliability into their operations and reputations. Their focus has now changed to developing trust. You need to put psychology first: design every move so that it resonates with customers, employees, investors, regulators and other stakeholders; and make your company the kind of enterprise with which people want to be associated.

A firm innovation footing

Utility companies face the challenge of how to innovate in organisations that are well established in their own culture and existing operational imperatives. Typically, you develop and test each new approach on an experimental basis before syndicating those that work and implementing them at full scale. As you raise the bar more and more, organisations transition more easily and more effectively than they would if you had set up a dramatic plan that demanded behavioural change across an entire enterprise.

Utilising assets

The legacy for many energy companies is centralised fossil fuel assets, and the future will be increasingly decarbonised and decentralised. However, the attention you pay to managing your legacy can affect your company’s entire transformation. You need a clear and effective plan for keeping the best of your past while simultaneously resolving or divesting anything that will distract you from your future focus.

Market challenges

Even in markets that are not openly competitive, advanced technology will demand that utilities become more outward facing and adept at integrating their offerings into wider ecosystems. As well as effective collaboration, this places a premium on capabilities such as customer insights, customer management, market assessment, product innovation and management.

The transformation of global energy is gathering pace, driven by the twin forces of changing customer expectations and rapid technological evolution. Traditional utility companies are aware that there is a narrow window of opportunity – about five years – to build and acquire the strategies and capabilities needed to stay ahead.

We have canvassed industry executives for their views on how these forces will affect energy markets and highlighted the results across four focus areas, which are:

1. Keeping pace with change
2. Business model transformation
3. Customer experience
4. Collaboration and innovation.

Keeping pace with change

The convergent effects of technological advances, policy measures, the growth of distributed generation, new forms of competition and changes in customer behaviour are transforming power markets around the world. While the pace of these changes varies from market to market, it is clearly accelerating at a speed beyond what leaders thought possible just a few years ago. An industry accustomed to long-term and large-scale asset investment timescales now has to adjust to much shorter technology and project cycles.
No component of the value chain–from upstream generation through grid and network operations, and up to beyond the meter–will be unaffected.

Business model transformation

As the pace of technological evolution quickens, incumbent utilities need to transform their business models. In recent years, they have moved into a world in which the adoption of technology is much more rapid and disruptive, a world in which business models have to change quickly to reflect the new dynamics of the energy market. In some contexts, completely new models will be the order of the day. In others, the traditional regulated and integrated business model will need to change but not disappear.

Evolved models will coexist with traditional archetypes. The success of changing a business model will depend on whether utility companies get the focus right. Farsighted companies have the opportunity to transform how countries, economies, producers and consumers think about energy, its use and its value. New hardware, software and system tools are emerging that will fundamentally transform the role of utilities, the leveraging of technology, the management of assets and devices of networks and premises, and customer participation.

Strongest future competitive threat

Customer experience

New developments, such as smart grids, microgrids, local generation and local storage, all create further opportunities to engage with customers. Advanced technology is enabling the development of new energy platforms in areas such as the integration of distributed energy resources (DER), electric mobility, the Internet of Things (IoT) and energy transactions. New technology players, from the worlds of data and software development, are taking up key positions and, in some cases, disintermediating existing customer relationships.
Customers who embrace distributed generation and other technologies want to take more control of how their energy is produced and supplied.


Collaboration and innovation

In this era of rapid technological change and energy market transformation, power utility companies cannot ignore the imperative to innovate. Many observers expect more innovation to occur in the utilities sector within the next 20 years than has occurred since the time of Thomas Edison. Consequently, companies need to think very differently about how to leverage innovation as a market enabler and as a key part of their wider enterprise strategy.

However, the innovation mind-set is shifting, and many companies are looking to find ways to embed a culture of innovation into their core thinking. Ultimately, innovation will become a fundamental ingredient of a company’s go-to-market strategy. It will be a means through which they defend their positions, take market shares from other competitors and increase opportunities for the commercialisation of technologies and market solutions.


{{filterContent.facetedTitle}}

Contact us

Tatiana Sirotinskaya

Partner, Power&Utilities Leader, PwC Russia

Tel: +7 (495) 967 6318

Yury Pukha

Partner, Telecom, Utilities, Communication & Entertainment (TUCE) Leader, PwC Russia

Tel: +7 (495) 967 6499

Dmitry Stapran

Director, Strategy & Operations, Power&Utilities sector, PwC Russia

Tel: +7 (495) 223 5044

Grigory Sidorov

Director, Consulting Services, PwC Russia

Tel: +7 (495) 223 5085

Follow us

Обзор мировой электроэнергетики

Окно возможностей для трансформации энергетического сектора закрывается

Ежегодно на протяжении 15 лет эксперты PwC готовят анализ мирового рынка и текущих трендов в энергетике, изучают бизнес-модели ведущих предприятий в отрасли и составляют прогноз развития индустрии. В период с сентября по октябрь 2018 года мы собрали отзывы 118 руководителей более 100 электроэнергетических компаний в России и еще 55 странах, включая регионы Европы, Северной и Южной Америки, АТР, Ближнего Востока и Африки. По результатам исследования мы выявили пять аспектов – ключевых составляющих успешной трансформации компаний электроэнергетического сектора.

Понимание бизнеса в будущем

Даже самым опытным традиционным игрокам нужна идентичность, основанная на четком понимании их будущей роли в новом энергетическом мире. Компании, сформулировавшие корпоративную идентичность и направление развития бизнеса, будут выглядеть привлекательнее и надежнее для внешнего сотрудничества в глазах потенциальных партнеров. Сотрудники, поставщики и внешние партнеры будут охотнее сотрудничать для достижения будущего успеха и в рамках разработки аспектов программы изменений. Если вы знаете, в каком направлении двигается ваша компания, вам будет проще убедить окружающих присоединиться к этому путешествию.

Доверие потребителей

Доверие становится все более актуальным в новых условиях рынка электроэнергетики, насыщенного цифровыми технологиями, где взаимоотношения с клиентами меняются, а компании из поставщиков энергии превращаются в партнеров по разработке энергетических решений. Долгое время электроэнергетические компании работали над обеспечением бесперебойной операционной деятельности и созданием репутации надежного поставщика. Теперь им необходимо сосредоточиться на доверии. Во главе угла – психология: каждый шаг должен разрабатываться таким образом, чтобы найти отклик и понимание у клиентов, сотрудников, инвесторов, регуляторов и других лиц, – так вы создадите имидж предприятия, работой или сотрудничеством с которым будет гордиться каждый.

Прочная основа инноваций

Перед электроэнергетическими компаниями стоит задача внедрять инновации в организациях, которые прекрасно себя чувствуют в контексте собственной традиционной культуры и существующих правил операционной деятельности. Обычно компании разрабатывают и тестируют каждый новый подход в экспериментальном режиме, а затем запускают хорошо показавшие себя методы в масштабе всего предприятия. Каждый день вы немного повышаете планку,  организация трансформируется гораздо легче и эффективнее, чем если бы вы потребовали от всех сотрудников в одночасье радикально изменить поведение на работе.

Использование активов

Наследием для многих энергетических компаний являются централизованные активы, работающие на ископаемом топливе, тогда как в перспективе доля углеводородов и централизация производства будут сокращаться. Однако должное внимание к управлению унаследованными активами может серьезно повлиять на всю трансформацию. Таким образом, необходимо выработать четкий и эффективный план для извлечения максимальной пользы из прошлых наработок и попутной реорганизации или реализации активов, которые могут стать помехой будущему прогрессу.

Вызовы рынка

Даже на рынках без открытой конкурентной среды передовые технологии потребуют от электроэнергетических компаний большей интерактивности и умения интегрировать свои предложения с более масштабными экосистемами. Наряду с эффективным выстраиванием партнерских отношений, это увеличит ценность таких ресурсов, как анализ клиентов, управление отношениями с клиентами, анализ рынка, инновационные разработки и управление продуктами.

Глобальная трансформация электроэнергетического сектора набирает обороты, движимая изменениями клиентских ожиданий и ускоренным технологическим развитием. Традиционные электроэнергетические компании осознают, что окно возможностей закрывается: примерно за пять лет необходимо разработать и внедрить стратегии и ресурсы, необходимые для сохранения конкурентных преимуществ.

Мы поинтересовались мнением руководителей крупнейших электроэнергетических компаний насчет влияния основных факторов трансформации на энергетические рынки и структурировали их ответы по четырем областям анализа:

1. В ногу с переменами
2. Трансформация бизнес-модели
3. Качество обслуживания клиентов
4. Развитие сотрудничества и инноваций

В ногу с переменами

Совокупный эффект от научно-технических достижений, регулирующих мер, роста распределенной генерации, новых форм конкуренции и изменений в поведении потребителей трансформирует рынки электроэнергии во всем мире. Темпы этих изменений варьируются от рынка к рынку, однако в целом трансформационные процессы протекают гораздо быстрее, чем предполагали руководители компаний отрасли всего несколько лет назад. Отрасль, привыкшая к долгосрочным и крупномасштабным инвестициям в активы, теперь должна перестроиться на гораздо более сжатые технологические и проекты циклы.
Трансформация затронет все компоненты цепочки создания стоимости – от генерации и сетевого распределения до источников энергии, работающих в режиме «за счетчиком».

Трансформация бизнес-модели

По мере ускорения технологического прогресса традиционные электроэнергетические компании вынуждены трансформировать свои бизнес-модели. В последние годы компании сектора электроэнергетики попали в мир, где технологии внедряются гораздо активнее, оказывая прорывной эффект, а бизнес-модели должны быстро меняться, чтобы соответствовать новой динамике энергетического рынка. В одних случаях оптимальным вариантом станет переход на совершенно новую модель. В других традиционную, надлежащим образом регулируемую и интегрированную бизнес-модель нужно изменить, но не упразднить.

Новые модели и традиционные архетипы могут функционировать в одной среде. Успех изменения бизнес-модели будет зависеть от того, смогут ли электроэнергетические компании сосредоточить усилия в правильном направлении. Дальновидные компании имеют возможность изменить отношение стран, экономик, производителей и потребителей к электроэнергии в целом, а также к ее применению и ценности. Появляются все новые системные инструменты, аппаратное и программное обеспечение, способные фундаментально изменить роль этого ресурса, использование технологий, управление сетевыми и локальными активами и оборудованием, а также участие потребителя.

Качество обслуживания клиентов

Такие нововведения, как интеллектуальные сети, микросети, местная генерация и хранение электроэнергии, расширяют возможности взаимодействия с клиентами. Передовые технологии способствуют развитию новых энергетических платформ в таких областях, как интеграция распределенных энергоресурсов (РЭР), обеспечение электрической мобильности, Интернет вещей и сделки с электроэнергией. Новые технологические компании из сфер управления данными и разработки программного обеспечения занимают ключевые позиции, а в некоторых случаях – переманивают клиентов традиционных игроков.
Потребители, осваивающие системы малой энергетики и другие новые технологии, хотят лучше контролировать то, как производится и поставляется потребляемая ими энергия.


Развитие сотрудничества и инноваций

В эпоху стремительных технологических перемен и трансформации рынка электроэнергетические компании не могут игнорировать необходимость внедрять инновационные решения. Многие наблюдатели ожидают,  что в течение следующих 20 лет в секторе электроэнергетики появится больше инноваций, чем было внедрено со времен Томаса Эдисона.  Следовательно, компаниям необходимо радикально изменить свое представление о том, как использовать инновации для реализации рыночных возможностей, а также общей стратегии развития предприятия.

Однако взгляд на инновации меняется, и многие компании ищут способы внедрить культуру инноваций в процедуры обсуждения и решения основных стратегических вопросов. В конечном итоге инновации станут основным компонентом стратегии выхода на рынок. С их помощью компании будут защищать свои позиции, отвоевывать доли рынка у конкурентов, наращивать возможности коммерциализации технологий и рыночных решений.


{{filterContent.facetedTitle}}

Контакты

Татьяна Сиротинская

Партнер, руководитель практики по предоставлению услуг предприятиям электроэнергетической отрасли, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6318

Юрий Пуха

Партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям в области связи, информационных технологий и СМИ, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6499

Дмитрий Стапран

Директор, стратегия и операционная эффективность в секторе электроэнергетики, PwC Россия

Тел: +7 (495) 223 5044

Григорий Сидоров

Директор, консультационные услуги, стратегия и операционная эффективность, PwC Россия

Тел: +7 (495) 223 5085

Мы в социальных сетях