Персональные данные как «товар»

78%

респондентов считают, что компании собирают информацию только для того, чтобы извлечь больше прибыли

66%

респондентов готовы больше платить компаниям за бóльшую сохранность своих данных

47%

респондентов хотят получить компенсацию, если пострадают в результате утечки информации

Наш опрос показывает, что большинство россиян прагматично относятся к своим персональным данным.

Люди считают, что компании собирают о них больше сведений, чем они хотели бы им предоставлять. Число хакерских атак растет, а компании недостаточно защищены от этих угроз. Регулирование не защищает их персональные данные должным образом, а скорее мешает нормальной работе компаний и предоставлению ими услуг высшего качества.

Тем не менее люди продолжают пользоваться интернетом, замечая, что сегодня невозможно полностью отключиться от сети. Прагматичность россиян в подходе к своим персональным данным можно проследить по их пониманию роли данных в современной экономике. Как известно, ее особенность состоит в том, что классическая формула капитала, выведенная еще Карлом Марксом, «деньги – товар – деньги», по сути, трансформировалась в «деньги – услуга – данные – деньги».

Сегодня мы не платим за многие услуги, которые получаем в интернете: за поиск информации, за электронную почту, за хранение наших данных в облаке, за общение в социальных сетях и т. д. Однако эти услуги лишь условно бесплатны: мы расплачиваемся за них своими данными, которые эти компании затем превращают в деньги, главным образом с помощью рекламы.

Регулирование в сегменте использования данных пользователей еще не сложилось и отстает от развития технологий не только в России, но и во всем мире, поэтому баланс интересов потребителей и компаний в модели «деньги – услуга – данные – деньги» выстраивается сегодня, по сути, не на основе законов, а на основе прямого негласного договора между обществом и компаниями. Отголоски этого договора мы видели в разделе, посвященном регулированию: потребители не видят, как государство может помочь им защитить свои данные, и готовы выстраивать прямые отношения с компаниями.

Наш опрос показывает, что в целом россияне понимают суть современных экономических отношений: 78% согласны с тем, что компании собирают данные о пользователях только для того, чтобы извлечь больше прибыли.

Мы считаем, что результаты нашего опроса отражают психологическую готовность российских потребителей сделать следующий шаг и отнестись к своим персональным данным как к товару.

Так, самым популярным ответом на вопрос о том, как компания, допустившая утечку данных, может вернуть доверие респондента, был ответ: «Выплатить компенсацию клиентам, ставшим жертвами утечки информации». Этот ответ выбрали 47% россиян. И наоборот, две третьих россиян готовы платить компаниям за бóльшую сохранность своих данных.

персональная информация

Россияне разделяют отношение к их собственным персональным данным как к капиталу. Например, в качестве положительного примера защиты пользовательских данных они предлагают взять опыт банков: 93% полностью или частично согласны с тем, что их персональные данные должны защищаться так же, как защищается их финансовая информация. Напомним также, что именно банки лидировали в ответах относительно самых защищенных от утечек данных отраслей.

По оценке PwC, в 2018 году мировая выручка от использования пользовательских данных достигнет $300 млрд. Можно сказать, что раздражение потребителей зачастую вызвано ощущением, что баланс негласного договора нарушен и компании несправедливо наживаются на их данных, оставляя самих пользователей ни с чем. Возможно, самый простой способ для компании снять подобные опасения – начать делиться с потребителями доходами от использования их данных.

Правда, возникает вопрос определения ценности данных каждого отдельного пользователя, ведь они, разумеется, различаются. Так, при покупке Instagram и WhatsApp каждый пользователь был оценен в среднем примерно в $30, а при покупке сети профессиональных контактов LinkedIn, чьи пользователи по определению более экономически активны, средняя цена оказалась намного выше – около $260.

отношение респондентов к вопросам о персональных данных

Мы абсолютно уверены в том, что появление подобных проектов в России не за горами, и рекомендуем компаниям следить за их развитием, а может быть, и самим начинать разработку. Скорее всего, рано или поздно компаниям придется признать, что данные потребителей – это товар, который принадлежит им самим. А популярная мудрость гласит: «Если ты не можешь предотвратить движение, то возглавь его!»

Контакты

Игорь Лотаков
Управляющий партнер PwC в России, PwC Россия
Тел: +7 (495) 967 6494
E-mail

Алексей Окишев
Партнер, руководитель технологической практики, PwC Россия
Тел: +7 (495) 967 6000
E-mail

Роман Чаплыгин
Директор, отдел анализа и контроля рисков, PwC Россия
Тел: +7 (495) 967 6056
E-mail

Мы в социальных сетях