Skip to content Skip to footer
Search

Loading Results

Sustainability in the Boardroom

Sustainability is growing in importance and finding its way into boardroom discussions

Today, international companies have come to accept that sustainability is a necessity. No longer driven purely by the profit motive, companies are becoming increasingly ambitious in pursuing the long-term advantages that sustainability promises.

This is our eighth survey since the first issue was published in 2012. PwC’s 2019 Annual Russian Boards Survey examines board perspectives on sustainability. The survey addresses a number of key issues, including the level of importance that board members attach to sustainability agenda, the sustainability issues that are gaining traction in the boardroom, the drivers of board commitments to sustainability and the extent to which sustainability is integrated into long-term business strategy.

 

  • 89%

    believe that their company's strategy is ambitious & realistic

  • 63%

    claim that investors pay attention to sustainability and CSR

  • 17%

    have a sustainability champion at the board level

  • 81%

    believe transparent & regularly published non-financial data improves investment attractiveness

Corporate strategy: what has changed?

This year companies that engage in short-term planning saw a slight jump to 12% (from 10% last year). However, our survey indicates that boards still prefer long-term over short-term views, with 42% discussing strategy over five-year planning horizons, a jump from 29% in 2018.  

At the same time, the percentage of boards that develop strategy on a ten-year planning horizon moved from 16% to a negligible 6% this year. 

Sustainability and Boards

In Russia, we see sustainability being embedded or integrated to some extent in strategic planning. According to our survey, 89% cite that sustainability and CSR objectives  are reflected in their company’s overall strategy, a 21 percentage point jump over last year. Around one-fifth (17%) of board members say that the objectives are fully reflected, a jump from 9% last year. And 72% (up  from 59%) indicate that sustainability is reflected in their company’s overall strategy – to some extent.

How do boards feel about strategy?

In the last two years (2018 and 2019), we have seen a positive trend in the growing level of trust given to executive teams and their ability to execute strategy effectively. To accomplish it successfully boards need directors who have the relevant expertise and experience that are critical to the company. 

In Russia, directors with risk management expertise, industry and international experience are important for most boards, 35% of board members in Russia think that sustainability expertise would benefit their board and company.

89%

believe that their company’s strategy is ambitious and realistic
(81% in 2018)

35%

believe sustainability expertise would benefit their board in Russia

Engagement with shareholders and investors

In our survey we found that more than half of respondents (57%) say that a member of their board engaged directly with investors in the past year. A majority (90%) agree that investors may have a special agenda when seeking to communicate directly with their board, and 73% of respondents agree that investors might ask questions that directors cannot answer. Around 77% report that direct communication presents too great a risk for mixed messages. And more than half (54%) believe that directors have enough time to meet with investors, and 62% do not believe that it is inappropriate to engage with investors on any matter.

Once sustainability reaches the board level, it is a core part of a company’s strategy. 

Boards taking actions

As sustainability issues have become business issues, addressing environmental and social matters has become critical to companies wishing to remain competitive in the long-term. 

This year, Russia officially joined the Paris Agreement on climate change, pledging to reduce emissions to 70%-75% of 1990 levels by 2030. The ratification of the agreement will have a significant effect on a number of industries, and we expect a response to the threat of climate change.

We are seeing Russian boards acting in response to investors’ calls to manage sustainability risks. But are they doing enough to mitigate risks to sustainable development?

Sustainability is managed in different ways. There is no one-size-fits-all approach that boards can use. However, it is critical to have a clearly defined sustainability position within the company. This year’s study shows that directors see the need to have sustainability expertise on  their boards.

63%

of respondents claim that investors pay attention to sustainability and CSR

51%

of respondents are dedicating more time to sustainable development in board meetings

17%

of respondents have a sustainability champion at the board level

Issues in focus

When it comes to sustainability issues that boards believe are vital to the development of their company, the top two issues reported by our respondents were related to corporate governance. Perhaps reflecting the focus  that institutional investors have placed on corporate governance, increased transparency and reporting (93%) and compliance with environmental and social laws and regulations (86%) are viewed as “very” and “rather” important issue. 

Achieving Sustainable Development Goals: the current state

The SDGs are a global sustainability framework with 17 goals underpinned by 169 targets, there could be significant economic, social and environmental value for all stakeholders. Adopting the SDGs into business practice has been an area of interest across the globe, including in Russia, since 2015.

We found that 66% of board directors believe that the SDGs are “definitively” and “most likely” applicable and can be aligned with the overall company strategy. 

At the same time, our  research also identifies a gap in SDGs awareness among the business community in Russia, where 11% of our  respondents say they are not familiar with the SDGs or do not know the answer to the question. 

According to our results, the top three “very important” and “rather important” SDGs are Global Health and Well-Being (SDG 3), Quality Education (SDG 4) and Decent Work  and Economic Growth (SDG 8).

66%

believe that company overall strategy  can be aligned with the SDGs

81%

believe that transparent and regularly  published non-financial data improves  investment attractiveness

63%

believe that listing in ESG indices  enhances investment attractiveness

Sustainability and ESG reporting

Companies disclose certain non-financial information on how they manage social and environmental challenges in Russia. One out of nine respondents believes that transparent and regularly published non-financial data improves investment attractiveness. 23% of our respondents think that it “definitely” does, while 40% claim that it “most likely” does.

While non-financial disclosure is on the rise and, as per our results, improves investment attractiveness, directors (40%) also are not planning to disclose non-financial data in the short term.

Contact us

Alexey Fegetsyn

Alexey Fegetsyn

Partner, Corporate Governance, PwC Russia

Tel: +7 (495) 967 6403

Follow us

Устойчивое развитие в фокусе внимания советов директоров

Принципы устойчивого развития приобретают все более важное значение, поэтому директора компаний начинают уделять этому вопросу больше внимания

Сегодня транснациональные компании осознают, что стратегия устойчивого развития стала насущной необходимостью. Задачи бизнеса больше не сводятся лишь к получению прибыли. Сегодня компании расширяют собственные амбиции, нацеливаясь на получение долгосрочных преимуществ, связанных с реализацией возможностей в сфере экологического и социально-экономического устойчивого развития.

Это уже восьмой опрос, который мы проводим с момента публикации первого выпуска в 2012 году. В этом году ежегодный опрос членов советов директоров российских компаний, проводимый PwC, посвящен анализу восприятия директорами вопросов устойчивого развития. Опрос охватывает ряд ключевых аспектов, включая следующие: какое значение члены советов директоров придают вопросам устойчивого развития, какие из этих вопросов находят поддержку в советах директоров, что определяет приверженность советов директоров идее устойчивого развития и в какой мере эти вопросы интегрируются в долгосрочную бизнес-стратегию.

 

  • 89% полагают,

    что стратегия их компании является амбициозной и реалистичной

  • 63% заявляют,

    что инвесторы обращают внимание на вопросы устойчивого развития и КСО

  • 17% респондентов

    назначили ответственного по вопросам устойчивого развития на уровне совета директоров

  • 81% полагают,

    что регулярно публикуемые нефинансовые данные повышают инвестиционную привлекательность

Корпоративная стратегия: что изменилось?

В этом году количество компаний, имеющих краткосрочные планы, немного увеличилось – до 12 % против 10 % в прошлом году. Однако наш опрос показывает, что советы директоров по-прежнему предпочитают долгосрочные планы краткосрочным: 42 % из них обсуждают стратегию на пятилетнем горизонте планирования против 29 % в 2018 году.

В то же время процент советов директоров, разрабатывающих стратегию на горизонте планирования от 5 до 10 лет, снизилось с 16 % до весьма незначительных 6 % в этом году.

Устойчивое развитие и совет директоров

В России мы видим, что вопросы устойчивого развития в той или иной степени включаются или интегрируются в процесс стратегического планирования. 

По данным нашего исследования 89 % респондентов отмечают, что цели устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности находят свое отражение в общей стратегии компании. Это демонстрирует увеличение на 21 п.п. по сравнению с прошлым годом. При этом практически одна пятая (17 %) членов советов директоров говорят о полном отражении целей, что свидетельствует о резком росте по сравнению с показателем в 9 % в прошлом году. 72 % респондентов указывают, что вопросы устойчивого развития в некоторой степени отражены в общей стратегии компании (по сравнению с 59 % в 2017 г.). 

Что советы директоров думают о стратегии?

В последние два года (2018 и 2019 гг.) мы наблюдали положительную тенденцию в сторону роста доверия к руководству и его способности эффективно реализовывать стратегию. 

В целях эффективной реализации стратегии и надзора советы нуждаются в директорах, обладающих необходимыми знаниями и опытом, которые имеют важное значение для компании. В России директора, обладающие знаниями в области управления рисками, отраслевым и международным опытом, имеют важное значение для большинства советов директоров. В России 35 % членов советов директоров полагают, что знания в области устойчивого развития обеспечат преимущества совету и компании в будущем.

89%

полагают, что стратегия их  компании является амбициозной  и реалистичной (81 % в 2018 г.)

35%

российских респондентов полагают, что знания в области устойчивого  развития обеспечат преимущества  их совету директоров

Взаимодействие с акционерами и инвесторами

Наш опрос в этом году показал, что более половины респондентов (57 %) утверждают, что в прошлом году один из членов их совета непосредственно взаимодействовал с инвесторами. Большинство (90 %) респондентов согласны с тем, что инвесторы могут преследовать свои особые цели, стремясь к непосредственному взаимодействию с советом директоров, и 73% респондентов полагают, что инвесторы могут задавать вопросы, на которые директора не смогут дать ответа. Также 77 % сообщают, что непосредственное взаимодействие связано со слишком высоким риском получения противоречивых сообщений.

В то же время более половины опрошенных (54 %) считают, что у директоров достаточно временного ресурса для встреч с инвесторами, и 62 % не согласны с тем, что взаимодействие с инвесторами нецелесообразно по каким бы то ни было вопросам.

Вопросы устойчивого развития займут центральное место в стратегии развития компаний тогда, когда директора осознают всю важность этих инициатив. 

Советы директоров в действии

Устойчивое развитие становится вопросом ведения бизнеса, и, следовательно, решение экологических и социальных вопросов имеет важное значение для компаний, желающих сохранить свою конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.

В этом году Россия официально присоединилась к Парижскому соглашению по климату, обязавшись к 2030 г. сократить выбросы до уровня 70-75% относительно показателей 1990 г. Ратификация соглашения окажет значительное влияние на ряд отраслей, и мы ожидаем реализацию ответных мер на угрозу изменения климата.

Мы наблюдаем позитивную динамику в ответной реакции российских советов директоров на призыв инвесторов управлять рисками устойчивого развития. Но делают ли они достаточно для снижения рисков в отношении устойчивого развития?

Управление устойчивым развитием осуществляется по-разному. Нет единого для всех подхода, который мог бы быть использован советами директоров. Однако важно иметь четко определенную позицию по устойчивому развитию внутри компании. В этом году наш опрос показывает, что директора видят необходимость в экспертизе в области устойчивого развития на уровне совета

63%

респондентов заявляют, что инвесторы обращают внимание на вопросы устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности

51%

респондентов посвящают больше времени обсуждению вопросов устойчивого развития на заседаниях совета директоров

17%

респондентов назначили ответственного по вопросам устойчивого развития на уровне совета директоров

Основные вопросы

Что касается вопросов устойчивого развития, которые имеют жизненно важное значение для развития компаний по мнению советов директоров, два основных вопроса, упомянутых нашими респондентами, относились к вопросам корпоративного управления. Возможно отражая акцент, который институциональные инвесторы делают на корпоративном управлении, такие  вопросы как «повышение прозрачности и предоставление отчетности» и «соблюдение нормативно-правовых актов в области экологии и социальной ответственности» рассматриваются как «очень» и «скорее» важные (93 % и 86 % респондентов, соответственно).

Достижение целей устойчивого развития:  текущая ситуация

Цели устойчивого развития (ЦУР) представляют собой согласованную на международном уровне  концепцию устойчивого развития. Она включает 17 целей, подкрепляемых 169 целевыми показателями, достижение которых может привести к созданию значительных экономических, социальных и экологических ценностей для всех заинтересованных сторон.

Внедрение ЦУР в бизнес-практику является областью, привлекающей внимание как в международном контексте, так и в России с 2015 г. 

Мы выяснили, что 66 % членов советов директоров советов полагают, что ЦУР «определенно» и «с большой вероятностью» могут быть применены и скоординированы с общей стратегией компании.

В то же время наше исследование показывает некоторый разрыв в осведомленности о ЦУР среди представителей бизнеса в России: 11 % респондентов говорят, что они не знают о целях или не знают ответа на данный вопрос.

66%

полагают, что общая стратегия  компании может быть приведена  в соответствие с целями  устойчивого развития

81%

полагают, что прозрачные и регулярно публикуемые нефинансовые данные повышают инвестиционную привлекательность

63%

полагают, что включение в списки ESG индексов повышает инвестиционную привлекательность компании

Отчетность в области устойчивого развития

Компании раскрывают определенную нефинансовую информацию о том, как они осуществляют деятельность и управляют решением экологических и социальных проблем в России. Каждый девятый респондент полагает, что прозрачные и регулярно публикуемые нефинансовые данные повышают инвестиционную привлекательность. 23 % наших респондентов полагают, что «однозначно да» повышает, и 40 % респондентов заявляют, что «скорее да». 

И хотя раскрытие нефинансовой информации принимает все более общий характер и, согласно нашим результатам, повышает инвестиционную привлекательность, директора (40 %) не планируют раскрывать нефинансовые данные в краткосрочной перспективе.

Контакты

Алексей Фегецин

Алексей Фегецин

Партнер, корпоративное управление, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6403

Елена Дубовицкая

Елена Дубовицкая

Директор, корпоративное управление и устойчивое развитие, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000 доб. 6441

Мы в социальных сетях