Skip to content Skip to footer

Загрузка результатов

Российский бизнес глазами самих россиян

Игорь Лотаков
Управляющий партнер PwC в России

«В мире бизнеса зеркало заднего вида всегда чище, чем лобовое стекло»

Уоррен Баффетт

Дворники, сметающие грязь с лобового стекла, привычны для российского бизнеса, постоянно нацеленного на движение вперед. Но вот привычка регулярно смотреть в чистое зеркало заднего вида, к сожалению, не устоялась.

Опросы общественного мнения, если развивать метафору Баффетта, — это взгляд в чистое зеркало заднего вида, позволяющий уточнить, как лучше преодолевать дистанцию, нет ли угрозы слева или справа.

Мы попросили коллег из Фонда «Общественное мнение» (инФОМ) провести опрос с участием 2021 человека — россиян, проживающих как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах, — для выяснения их отношения к бизнесу.

Картина получилась любопытная.

Выяснилось, что и через 30 лет после распада СССР мнение россиян о возможности успешного ведения бизнеса в нашей стране остается скептическим, хотя отношение к самим бизнесменам вовсе не является таковым.

«Скорее хорошо» к отечественным бизнесменам относятся 76 % респондентов («скорее плохо» — лишь 10 %). При этом 45 % полагают, что лет 10–15 назад отношение к бизнесменам было хуже (20 % думают, что, наоборот, лучше, а по мнению четверти опрошенных, ничего не изменилось).

Число тех, кто убеждены, что бизнесмены в России оказывают большое влияние на жизнь в стране (48 %), превышает совокупное количество пессимистов (24 % назвали это влияние небольшим, а еще 14 % заявили, что оно вообще отсутствует).

В то же время условия для ведения бизнеса в России опрошенные считают скорее неблагоприятными, чем благоприятными (49 % против 37 %), и 44 % говорят, что в последние годы они скорее ухудшаются (инакомыслящих — все те же 37 %). Однако почти в такой же пропорции люди «скорее верят» в улучшение условий для работы бизнесменов в предстоящие годы.

Это, правда, не сказалось на ответе на вопрос, не хотели бы опрошенные иметь собственный бизнес. 54 % категоричны: «Нет». Свои надежды они связывают с детьми и внуками. Почти двум третям хочется, чтобы их наследники стали бизнесменами.

Немало пищи для ума подарили ответы на вопросы о взаимодействии государства и бизнеса.

За сокращение налогов с бизнеса высказался 41 % опрошенных. 33 % предлагают оставить все как есть, и лишь 11 % — повысить налоги.

Число тех, кто ратуют за усиление регулирования бизнеса государством, вдвое превышает число сторонников противоположного мнения (соответственно 52 % и 25 %).

Вероятно, за этим прежде всего стоит стремление россиян облегчить жизнь малому бизнесу. В том, что именно ему,а не крупному бизнесу, следует оказывать государственную поддержку, не сомневаются три четверти опрошенных (за крупный бизнес «заступились» лишь 13 %). Больше половины (55 %) констатируют, что малому бизнесу не удается справляться с трудностями, вызваннымипандемией. Почти консенсус наблюдается при ответе на вопрос, нужна ли малому бизнесу дополнительная поддержка: 89 % говорят «да».

В 2021 году PwC уже в шестой раз проводила конкурс «Деловая книга года в России», вызывающий неизменный интерес у сообщества: десятки тысяч человек принимают участие в отборе лучших произведений бизнес-литературы путем онлайн-голосования, а затем члены компетентного жюри определяют победителей. Поэтому нам, безусловно, не терпелось узнать об отношении респондентов к книгам, повествующим о том, как следует заниматься бизнесом. Выяснилось, что эта литература «скорее интересует» 17 % россиян. «Скорее нет» ответил 81 % опрошенных.

Можно ли назвать эти данные печальными? Едва ли. В возрастной категории 18–30 лет бизнес-литература интересует 36 % россиян!

Помните? Почти двум третям опрошенных хотелось бы, чтобы бизнесом стали заниматься их дети и внуки.

Эти мечты вполне способны сбыться.

Если, смотря в лобовое стекло, не забывать про зеркало заднего вида.

Контакты

Анна  Смищенко-Миронова

Анна Смищенко-Миронова

Руководитель пресс-службы, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6172

Мария Новикова

Мария Новикова

Специалист пресс-службы, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000

Мы в социальных сетях