Спортивная индустрия: перезагрузка

Опрос представителей спортивной индустрии

Мы рады представить вам очередной выпуск опроса лидеров спортивной индустрии. В этот непростой год нам удалось привлечь рекордное количество респондентов: в исследовании поучаствовало 780 представителей индустрии. Расширение выборки опроса позволяет нам глубже изучать и анализировать рынок. Мы хотим выразить искреннюю благодарность всем, кто нашел время поделиться с нами своим ценным мнением.

Неудивительно, что одной из ключевых тем исследования стало влияние пандемии COVID-19. Мы рассмотрели краткосрочные и долгосрочные последствия этого беспрецедентного года, исследовали, как внешние обстоятельства повлияют на экосистему спортивных медиа и на рынок киберспорта, который пережил стремительный рост в этом году.

Скачать исследование

PwC's Sports Survey 2020

Состояние спортивной индустрии

Ежегодно мы спрашиваем избранных экспертов, каково их восприятие индустрии, как они оценивают ее рост, какие виды спорта и сегменты доходов выделяются на фоне других, а также какие основные угрозы развитию спортивного рынка они отмечают. Таким образом, мы стремимся широко посмотреть на нашу индустрию и понять, как она будет развиваться в ближайшие годы. Далее на страницах отчета мы подробнее остановимся на ключевых аспектах, отмеченных респондентами, таких как влияние пандемии COVID-19 на спортивную индустрию, тренды на рынках медиаправ и киберспорта.

PwC's Sports Survey 2020

Безусловно, главным фактором, повлиявшим на спортивную индустрию в нынешнем году, стала пандемия коронавируса, в условиях которой все большее значение приобретает эффективное взаимодействие с аудиторией в цифровой среде, будь то реализация цифрового рекламного инвентаря или запуск киберспортивной команды. Цифровизация, до этого момента с разной степенью успешности набиравшая обороты в спортивных организациях, становится, пожалуй, одним из ключевых условий обеспечения устойчивости индустрии уже в ближайшие годы. Как и всегда, кризисное время предоставляет уникальные возможности для развития, поэтому важно правильно оценить свое положение и верно расставить приоритеты.

Олег МалышевПартнер, руководитель практики консультационных услуг для компаний спортивной индустрии, PwC в России

Главные новости этого года

Влияние COVID-19: ветер перемен

Спортивная индустрия была совершенно не готова к масштабным потрясениям, разрушившим ложное ощущение стабильности. Пострадал весь сектор, вне зависимости от размера организации, а самые серьезные последствия испытывают те, кто больше всего зависим от физического присутствия большого числа участников соревнований или болельщиков.

Помимо обнажения структурных рисков индустрии, обусловленных зависимостью от массовых мероприятий, кризис также выявил потребность в системных изменениях спортивных организаций. То, что раньше казалось трендом будущего – изменение потребительского поведения, перемены в структуре доходов, – сегодня является новой реальностью. Жизненно важно, чтобы спортивные организации в полной мере проанализировали эти тренды, чтобы превратить их в возможности.

 

В целом основные проблемы лишь проливают свет на важность инноваций, проактивного подхода и сотрудничества между всеми участниками рынка с целью поддержки отрасли и обеспечения ее дальнейшего роста. Для этого спортивным организациям необходимо стать более гибкими и открытыми.

Fig11: By when do you thinkthe sports industry will have fully recovered to pre-COVID-19 levels?

Спортивные медиа: изменения в эпоху неопределенности

Исторически одним из источников стабильного дохода для спортивной индустрии была реализация телевизионных прав на прямые трансляции. Когда из-за пандемии COVID-19 мероприятия были перенесены или вовсе отменены, спортивным организациям пришлось обратить внимание на другие типы контента. Новая реальность подталкивает к развитию сторителлинга и к формированию контент-стратегий без привязки к событиям.

Не только пандемия, но и сокращение телевизионной аудитории и пиратские трансляции ставят под угрозу высокую стоимость премиальных медиаправ и заставляют правообладателей пересмотреть свои взгляды на аспект эксклюзивности. Мы считаем, что рынок постепенно станет более гибким, а модели распространения прав – более разнообразными.

В экспертном сообществе активно обсуждается расширение функционала трансляций в онлайн-формате, при этом немногие платформы могут предложить принципиально иной опыт смотрения. Помимо технологических решений, необходимо детально изучать поведение зрителей, чтобы разработанные продукты действительно представляли для них ценность и дарили новые эмоции.

Сейчас мы наблюдаем зарождение новой модели работы с медиаправами как для правообладателей, так и для дистрибьюторов, пришедшей на смену тотальному доминированию телевизионных гигантов.

Fig17: Expected growth of sports media consumption by content types?

Киберспорт: на пике популярности

При отсутствии доступа к массовым мероприятиям виртуальные форматы развлечений сейчас переживают подъем. Прогнозы рынка подтверждают, что и видеоигры, и киберспорт будут демонстрировать отличные показатели роста. Но это не означает, что волна сама вынесет вас к успеху – необходим четкий план действий.

Недостаточно воспринимать киберспорт как просто одну из активаций для болельщиков, важно понимать, что это отдельная дисциплина со своими правилами и культурой, со своими героями и фанатами. Развитие киберспортивного направления, равно как и любого другого нового продукта, – это долгосрочный процесс. Сейчас, когда виртуальный или гибридный спорт остается для многих атлетов единственно возможным типом соревнований, самое время сделать первые шаги.

Что же касается медиа, то, как мы видим из анализа ситуации в традиционных видах спорта, надеяться на долгосрочные эксклюзивные контракты в области киберспорта не приходится. Необходимо проявить определенную смелость, чтобы выстраивать новую вертикаль в организации по абсолютно новым лекалам.

Fig26: Has your organisation engaged with esports yet?

Контакты

Фарид Илишкин

Фарид Илишкин

Партнер, руководитель практики сопровождения сделок, руководитель группы оценки и экономического анализа, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6000 (доб. 6061)

Анастасия Шалимова

Анастасия Шалимова

Менеджер, практика консультационных услуг для компаний спортивной индустрии, PwC в России

Тел: + 7 (495) 967 6000, доб. 3209

Мы в социальных сетях