МСФО (IFRS) 15 принят окончательно

В апреле 2016 г.  был окончательно принят новый стандарт учета выручки. Речь идет об утвержденных Советом по МСФО изменениях к стандарту МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями». Теперь компаниям следует вплотную заняться внедрением нового стандарта, от которого может напрямую зависеть отражаемый в отчетности показатель выручки от реализации. Этот стандарт распространяется на все компании, составляющие отчетность в соответствии с МСФО, в отношении периодов, начинающихся 1 января 2018 года или после этой даты. Сейчас самое время начинать действовать, так как для того чтобы подготовиться к практическому применению требований стандарта, осталось меньше двух лет.

Накопленный к настоящему времени опыт применения стандарта говорит о том, что его влияние не ограничено конкретными отраслями экономики, а зависит от того, каким образом компания структурирует свои договоры с клиентами. Самые серьезные изменения испытают на себе, в частности, компании, заключающие договоры на пакеты товаров и услуг, договоры с использованием механизмов условного ценообразования, договоры, предусматривающие поставку товаров или услуг через определенное время, а также договоры, предполагающие продажу лицензий. Так, например, компаниям отрасли коммуникаций, высоких технологий и СМИ, а также предприятиям других секторов, работающим с пакетными предложениями, может потребоваться осуществлять признание выручки на основе цены обособленной продажи отдельных товаров и услуг. Такой порядок признания выручки может отличаться от используемого сегодня метода признания выручки.

Мы предполагаем, что изменения, вытекающие из стандарта, будут иметь далеко идущие последствия, которые затронут не только собственно сферу бухгалтерского учета как такового, но и информационные технологии и бизнес-процессы. Многие крупные компании уже приступили к оценке влияния нового стандарта и внесению изменений в свои системы и процессы, на что, как они поняли, требуется много времени и средств. И действительно, по некоторым оценкам, общая потенциальная стоимость внедрения требований нового стандарта признания выручки составит миллиарды долларов, включая внутренние и внешние затраты.

Поскольку изменения в суммах выручки влияют на основные показатели деятельности, можно ожидать, что за правильным внедрением нового стандарта будут строго следить заинтересованные стороны, в частности акционеры и регулирующие органы. Изменения, касающиеся момента признания выручки, помимо всего прочего, повлияют на процесс бюджетирования и прогнозирования. Таким образом, необходимо как можно быстрее рассмотреть эти изменения, с тем чтобы иметь возможность управлять ожиданиями внутренних и внешних заинтересованных сторон. 

Елена Асадова, директор в отделе  консультационных услуг в области финансовой отчетности, PwC, отмечает:

«Показатель выручки всегда находится под пристальным влиянием всех заинтересованных сторон, в том числе акционеров и инвесторов. В связи с этим компаниям необходимо с особой тщательностью подойти к вопросам перехода на новый стандарт по выручке, особенно в ситуациях, когда компания использует сложные схемы взаимоотношений с клиентами».

Компаниям следует как можно быстрее выполнить оценку влияния нового стандарта и подготовить план реагирования, с тем чтобы эффективно справиться со всеми изменениями, прилагая такие же усилия, используя такие же ресурсы и ту же мотивацию, как и при выполнении любой другой программы трансформации. Для этого следует определить, совместимы ли текущие системы с новыми требованиями, а также рассмотреть необходимость принятия в расчет влияния изменений на другие краткосрочные и среднесрочные проекты, такие как введение новых потоков выручки, осуществление приобретений и внесение изменений в учетные системы.

Анна Узорникова, партнер PwC:

«Совет по МСФО ясно дал понять, что дальнейшие изменения в стандарт вряд ли последуют до стадии обзора стандарта после его внедрения. Компании должны использовать оставшееся до обязательной даты применения стандарта время разумно. Чуть более полутора лет, учитывая возможные методологические трудности и необходимые ресурсы, весьма небольшой срок для внедрения стандарта в случае, если предварительная оценка изменений показала его существенное влияние на отчетность».

Контакты

Анна Узорникова
Партнер, руководитель отдела консультационных услуг в области финансовой отчетности, PwC Россия
Тел: +7 (495) 967 6323
E-mail

Елена Асадова
Директор, отдел консультационных услуг в области финансовой отчетности, PwC Россия
Тел: + 7 (495) 967 6313
E-mail

Мы в социальных сетях