Договорные риски

Управление рисками и реализация ценностного потенциала

Каким бы сложным ни был договор, механизм его заключения прост: одна сторона хочет получить максимальную выручку, а другая хочет максимально сократить затраты. Какие бы цели вы ни преследовали, важно помнить одно: договор имеет ценность только после подписания. Если держать его в столе, можно потерять выгоды, к которым вы стремились. Вы можете столкнуться со множеством новых видов рисков. 

Виды договорных рисков

Недостаточная или ложная мотивация, некачественное планирование и управление спросом, непродуманные закупки, преднамеренное манипулирование договором, неэффективная коммуникация – все эти факторы могут существенно снизить ценность договора. Другие области риска включают:

  • утечку доходов и перерасход средств, в том числе неспособность корректно монетизировать услуги с высокой стоимостью;
  • расползание границ проекта и неспособность обеспечить надлежащий уровень качества, в том числе неспособность удовлетворения бизнес-потребностей;
  • ущерб для бизнеса – от потери конкурентного преимущества до урона личной репутации;
  • потерю интеллектуальной собственности из-за плохо организованной передачи знаний;
  • потерю переговорной силы – невозможность позиционировать себя как информированного покупателя.

Как сделать все правильно?

Основополагающей составляющей управления договорными рисками является четкое и глубокое понимание структуры договора. Также необходимо взаимодействовать с конечными пользователями договора для обеспечения полного понимания его условий и порядка исполнения.

Но как обеспечить исполнение договора в соответствии с вашими ожиданиями? И снова ответ сводится к информации. Как часто вы пересматриваете условия договора и какие области для внесения поправок обнаруживаете? Как вы получаете информацию, необходимую для мониторинга и управления поставщиками? Как вы измеряете ценность сотрудничества с ними?

Допустим, процедура закупок и выставления счетов была изначально составлена верно, однако как вы будете контролировать корректировки цен, добавление позиций прайс-листа или иные изменения, внесенные в изначальный договор?

Безусловно, необходимо учесть много факторов, но выгода от правильной предварительной подготовки – рост выручки и экономия затрат – того стоит. Повышение эффективности работы поставщиков. Меньше временных потерь для бизнеса. И кроме того, зная, как эффективно управлять договорами, вы сможете усовершенствовать вашу стратегию организации закупок и улучшить свои позиции для планирования будущих договоров.

Контакты

Константин Суплатов

Директор, услуги в области управления рисками, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6106

Ольга Крупкина

Менеджер, отдел анализа и контроля рисков, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 3531

Мы в социальных сетях