Проектные риски

Обойти подводные камни, использовать возможности

Проекты могут отличаться, но одна составляющая остается неизменной – риски. Достигнете ли вы поставленных целей? Сможете ли вы реализовать проект в установленные сроки и в рамках утвержденного бюджета? Может ли руководство уделять должное внимание вашим основным бизнес-потребностям на протяжении всего периода реализации проекта? Насколько хорошо спланировано финансирование проекта? Учитываете ли вы сценарий банкротства?

Все эти вопросы, безусловно, важны, но задавать их надо заранее, а не когда реализация проекта уже идет полным ходом. Вот почему эффективное планирование, средства контроля и управления рисками играют критическую роль в обеспечении успеха проекта.

Виды проектных рисков

На проекте могут происходить самые разные накладки: от неадекватного или недостаточного финансирования до задержек поставок и перерасхода средств. Риски для вашей организации очевидны:

  • снижение доходности инвестиций – увеличение затрат и упущенные рыночные возможности;
  • значительные временные затраты на решение управленческих вопросов – от устранения опасений заинтересованных лиц до урегулирования договорных споров;
  • влияние на повседневное ведение бизнеса – включая временные затраты персонала и операционные изменения;
  • ущерб для репутации – долгосрочные негативные последствия для вашего бизнеса. 

Как сделать все правильно?

Эффективное проектное управление начинается с выбора проекта. Способствуют ли выбранные вами проекты реализации стратегии развития бизнеса вашей организации? Подкреплены ли они реалистичным экономическим обоснованием и целями? Если да, ваши проектные команды должны получить четкое представление о поставленных бизнес-целях и приоритетах с самого начала проекта.

Далее необходимо обеспечить наличие процессов и систем для охвата всех ключевых рисков, а также получение надежной и своевременной информации о ходе реализации проекта. Таким образом вы сможете заблаговременно выявлять проблемы, управлять внедрением изменений и сокращать необоснованные временные и денежные затраты. Надежна ли система проектной отчетности, и проходит ли она независимую проверку?

Разумеется, не менее важна квалификация специалистов, работающих на проекте. Обладают ли специалисты, наделенные ключевыми функциями в рамках проекта, необходимыми навыками и экспертными знаниями? Есть ли у членов проектной группы мотивация добиться успешной реализации проекта?

Структура проектного управления должна пересматриваться на всех этапах жизненного цикла проекта. Необходимо провести оценку системы управления проектом, рисками и качеством, стратегии закупок, прогноза фактических результатов и управленческой отчетности.

 

На основании выводов, сделанных в результате анализа текущей работы, вы можете информировать членов совета директоров и ключевых заинтересованных лиц. Таким образом, их ожидания будут реалистичными, регуляторные требования будут соблюдены, и ваш проект сможет продемонстрировать запланированную рентабельность.

Контакты

Константин Суплатов

Директор, Руководитель практики по оказанию услуг в области управления рисками, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 6106

Ольга Крупкина

Менеджер, отдел анализа и контроля рисков, PwC Россия

Тел: +7 (495) 967 3531

Мы в социальных сетях