Immigration law

Providing effective solutions for staff mobility

Key terms and definitions

A work permit is a document that provides foreign citizens who enter Russia on a work visa with the right to work in the country.

For a standard work permit, there are no specific salary criteria, except that salaries may not be lower than the federally mandated minimum wage. To be eligible to hire foreign employees on a standard work permit, employers must apply for a quota slot and obtain an employer permit. Foreign employees, meanwhile, will need to undergo a medical examination and pass exams on their knowledge of Russian language, history and basic laws.

Standard work permits are valid for one year.

The general procedures for obtaining standard work permits is complicated. For highly skilled workers, employers typically follow a different set of procedures. Nonetheless, in certain cases, employers and foreign workers may wish to apply for and receive a standard work permit.

A work visa is a document that provides a foreign citizen with the right to reside temporarily in Russia for work purposes.

Standard work visas are valid for one year. However, certain categories of foreign employees are eligible to receive visas for longer periods.

For highly qualified specialists (HQS), a special category of foreign employee, visas may be valid for up to three years, with the option of multiple renewals for additional three-year periods.

PwC Legal has extensive experience in designing strategies to obtain employment-related documents across a variety of industries. We also have practical experience in preparing and submitting documents to receive, renew, transfer or extend work visas for HQS employees and their accompanying family members, as well as for other categories of foreign employees.

In 2011, Russia added a new, privileged category of foreign employee called highly qualified specialists.

The simplified procedures for hiring HQS employees have a number of advantages. The employer does not have to apply for a quota slot or obtain an employer permit. All documents are valid for longer periods. The employee does not need to undergo medical screening or pass exams on Russian language, history or basic law. The employer independently evaluates the foreign worker’s qualifications and must offer a minimum monthly salary of RUB 167,000.

Nonetheless, there are still certain nuances that must be appreciated when hiring HQSs employees, including:

  • Registering HQS employees and their accompanying family members for immigration control purposes (HQS employees are given more time to register than non-HQS employees);
  • Obtaining residence permits for HQS employees and their accompanying family members (if need be);
  • Complying with employment and immigration law when calculating and paying salaries for HQS employees;
  • Organising business trips for HQS employees inside Russia.

HQS employees have the right to bring accompanying family members to Russia, including spouses, children (adopted children), children’s spouses, parents (including foster parents), parents’ spouses, grandparents and grandchildren.

This list is not exhaustive, however. We have managed to obtain accompanying family member status for other relatives of HQS employees. Another issue is whether accompanying family members may work in Russia.

The immigration regulations on employment were amended on 1 January 2015 (see Article 13.8 of Federal Law No. 115-FZ of 25 July 2002, “On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation”).

Employers must file a notice with the immigration authorities upon signing/terminating an employment contract with a foreign employee. Previously, the law stipulated numerous other circumstances when employers had to file notices. Moreover, some notices had to be filed with both the tax and labour authorities.

Immigration authorities in different regions of the Russian Federation have established different requirements on the content of such notices, as well as on how the notification rules should applied to the HQS employees and other categories of foreign workers.

A patent is a document that provides foreign citizens who do not need a visa to enter Russia with the right to work in the country.

The number of advance personal income tax payments made by the foreign worker determines the validity period of their patent.

Obtaining a patent is a somewhat more complicated process than obtaining HQS and standard work permits. The most common complications involve:

  • Refunding the advance personal income tax payments paid by the foreign employee;
  • Determining the legal status of the foreign employee’s family members and their registration for immigration control purposes;
  • Handling long-term immigration registration depending on the amount of advance personal income tax payments paid.

Immigration cards are issued at border control points. For foreign citizens entering Russia under a non-visa regime, their immigration card validates the term of their temporary stay.

Foreign employees must be sure not to lose or damage their immigration cards, as they could face problems at border control points. It is possible to receive replacements for lost or damaged cards, but the process is not simple.

On 29 May 2014, the leaders of Belarus, Kazakhstan and Russia signed a treaty creating the Eurasian Economic Union. In 2015, Armenia and Kyrgyzstan joined the treaty.

The treaty covers aspects of economic integration for the member states and contains, among many other provisions, regulations on immigration for employment purposes.

Citizens of Armenia, Belarus, Kazakhstan and Kyrgyzstan who come to Russia to work must be employed in compliance with the treaty.

The treaty regulates only employment immigration issues, while other immigration issues are governed either by other international treaties or by the national laws of the member states.

A residence permit is a document granting the right to reside in Russia and later apply for Russian citizenship. HQS employees can receive residence permits through a simplified procedure, and certain employers and HQS employees have begun using this option. While obtaining a residence permit might cause the HQS employee’s tax position to deteriorate, some HQS employees may have reason to apply.

The general procedures to obtain a residence permit are quite complicated, although Russian law and international treaties allow for simplified procedures under certain circumstances.

When hiring foreign employees, one important issue is their salary, particularly with respect to whether the income originates in Russia or abroad, or if the employee is still under contract in their home country.

Russian immigration and employment law stipulates the minimum wage to be paid in either case. For instance, highly qualified specialists must have a minimum base salary of RUB 167,000 per month.

One important issue to resolve is the taxes that a foreign employee and their employer must pay on the foreign employee’s salary.

When bringing foreign employees into Russia, one of the first questions to solve is selecting an official inviting organisation (for the official invitation that is then used to apply for a visa). Then, the appropriate type of visa must be selected.

Business visas are relatively flexible and allow foreign citizens to enter Russia for temporary stays for the purposes of conducting certain business activities without obtaining a work permit or a work visa.

Business visas are generally valid for up to one year and allow visa holders to make business trips to Russia. In certain cases, these visas may be valid for significantly longer periods.

When using business visas, it is important to take immigration law and practice into account and to design optimal strategies for obtaining such visas as well as for entering and operating in Russia.

Every Russian region, including Moscow, Moscow Region, Saint Petersburg and Leningrad Oblast, has local immigration control divisions that are subordinate to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Immigration officials have the authority to conduct regular and ad hoc inspections of employers that hire foreign citizens, per Article 32 of Federal Law No. 15-FZ of 25 July 2002, “On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation”.

During these regular inspections, immigration authorities typically request a list of documents from the employer.

In response, the employer must prepare a package of documents, file it with the immigration authorities, conduct negotiations and participate in drafting documents on the inspection.

During inspections, immigration officials are authorised to issue instructions to resolve violations and to prepare reports on administrative offences.

Decisions and instructions issued by the immigration authorities may be appealed through pre-trial and court procedures.

If an administrative offence is tried in court, the employer has the right to engage an advocate (representative), present evidence and motions, and exercise other rights in order to defend its position and end the trial (if that is impossible, then to minimise liability).

Please bear in mind that the established timelines for submitting appeals to the court must be observed.

When sending Russian citizens to work in your company’s foreign divisions or subsidiaries, you must comply with the immigration law of the host country and, in some cases, with Russian immigration law.

Russian immigration law obliges Russian citizens to notify the Russian authorities of they hold foreign citizenship, residence permits or other documents granting the right of residence in a foreign state.

Choosing the services of a major global firm like PwC Legal, which has immigration experts in many jurisdictions, can help to ensure that you comply with immigration law in Russia and abroad.

[Предлагается вставить текст, который имеется в секции 3, новости под номером 4]

The World Trade Organization (WTO) is focused on simplifying trade conditions among member states.

Russian immigration law provides foreign employees of companies registered in WTO members states with simplified procedures for receiving immigration documents in order to work their company’s branch, representative office or subsidiary in Russia.

On 13 July 2015, Federal Law No. 212-FZ “On the Free Port of Vladivostok” was adopted, whereby the residents of the port were granted privileges in certain entrepreneurial activities, including simplified procedures for hiring foreign citizens.

In practice, there have been numerous delays in implementing the privileges, particularly those on obtaining immigration-related documents and the new rules allowing short visits of up to eight days to the port using an electronic visa.

The Asia-Pacific Economic Cooperation’s Business Travel Card simplifies business travel to APEC member states and frees travellers from the need to obtain separate visas for each country (if needed).

The cards are issued for a five-year term, but cannot be valid beyond the expiration date of the traveller’s passport.

The procedures for issuing the card are governed by the APEC Business Travel Card Operating Framework. Russia joined this framework following a statement from the Ministry of Foreign Affairs on 16 May 2013.

The procedures for obtaining the APEC Business Travel Card in Russia is supported by the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation.

In 2018, Russia will host the FIFA World Cup. Foreign citizens who are involved in organising or participating in the events will be granted certain privileges. For example, the procedures for entering and staying in Russia will be simplified, as will those for obtaining immigration-related documents.

At the same time, unprecedented security measures are being taken for the FIFA World Cup. Foreign citizens who arrive in host cities will need to register with immigration control within one calendar day of entering Russia.

PwC Legal has worked out seamless procedures for preparing documents and registering foreign citizens with the immigration authorities within 24-hour windows across a number of regions when Russia hosted the 2017 FIFA Confederations Cup.

If your company is interested in learning more about PwC Legal’s experience in immigration law, especially our hard skills (i.e. filling out and filing documents in a particular Russian region and applying immigration law practically), ask us about organising a workshop for your staff.

Contact us

Gennady Odarich

Managing Director PwC Legal, Business Set-up and Corporate Secretarial Services Practice Leader

Tel: +7 (495) 232 5758

Ksenia Dyakova

Senior associate, PwC Legal, Immigration Practice

Tel: +7 (495) 232 5744

Ivan Popov

Associate, PwC Legal, Business Set-up and Corporate Secretarial Services Practice

Tel: +7 (495) 967 6000

Follow us

Миграционное право

Оформление миграционных документов и эффективные решения при направлении персонала

 

Ключевые темы 

Разрешение на работу -  документ, который, общему правилу, получают иностранные граждане, въезжающие в Россию на основании визы, для того, чтобы работать в России.

Общий порядок оформления разрешения на работу не предполагает каких-либо требований к заработной плате иностранного работника, таким образом, уровень заработной платы иностранного работника должен быть не меньше минимально установленного размера оплаты труда. В то же время, при оформлении разрешения на работу по данной процедуре работодателю необходимо будет подать на квоту, получать разрешение на привлечение, работнику будет необходимо пройти медицинское обследование, сдать экзамен на знание русского языка, российской истории и основ законодательства Российской Федерации.

Срок действия миграционных разрешительных документов, оформленных по данной процедуре составляет один год.

В настоящее время общий порядок получения разрешения на работу представляется достаточно сложным и на практике практически не используется работодателями и иностранными работниками. Тем не менее, в определённых случаях, работодатели и иностранные работники могут использовать данный порядок оформления миграционных разрешительных документов.

Рабочая виза – документ, устанавливающий срок временного пребывания в России для иностранного гражданина, въезжающего в Россию в визовом порядке с целью «работа».

По общему правилу, рабочая виза может быть выдана только на срок до одного года, однако определенным категориям иностранных работников рабочая виза может быть выдана на более продолжительный срок.

Так, высококвалифицированные специалисты (далее - ВКС) вправе получить рабочую визу сроком действия до трёх лет с возможностью её неоднократного продления на последующие три года.

Специалисты PwC Legal имеют обширный опыт разработки оптимальной концепции оформления работников компаний, имеющих различные сферы деятельности, а также практический опыт подготовки всех необходимых документов и сопровождения процесса оформления, восстановления, «переноса» и продления рабочей визы, как для ВКС и сопровождающих членов их семей, так для других категорий иностранных граждан. 

Высококвалифицированные специалисты (далее - ВКС) – привилегированная категория иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России в соответствии с российским законодательством (появилась в российском законодательстве с 2011 года).

Упрощённая процедура привлечения ВКС имеет целый ряд преимуществ как перед общим порядком привлечения иностранной рабочей силы (для работодателя - отсутствие квотирования, необходимости получать разрешение на привлечение, длительные сроки действия документов, для работника – отсутствие необходимости проходить медицинское обследование, сдавать экзамен на знание русского языка, российской истории и основ законодательства Российской Федерации).

Работодатель самостоятельно оценивает квалификацию иностранного работника и, с целью его (её) привлечения, устанавливает ему (ей) заработную плату (должностной оклад) в размере не менее 167 000 руб. в месяц.

Некоторые вопросы правоприменительной практики привлечения ВКС решаются с учётом позиции миграционных органов, в том числе, с учётом региональной специфики. Например, такими вопросами являются:

  • вопросы миграционного учёта ВКС и сопровождающих членов семьи ВКС в части соотношения норм, устанавливающих удлинённые сроки постановки на миграционный учёт для данной категории и общих норм закона о миграционном учёте;
  • вопросы получения вида на жительство в упрощённом порядке как ВКС, так и сопровождающими членами семьи ВКС;
  • вопросы исчисления заработной платы ВКС, с точки зрения соблюдения одновременно норм трудового и миграционного законодательства;
  • вопросы направления ВКС в командировки по России.

Высококвалифицированные специалисты (далее - ВКС) – привилегированная категория иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России в соответствии с российским законодательством.

Одним из преимуществ статуса ВКС является возможность пребывать в России с сопровождающими членами семьи ВКС, а именно: супругой (супругом), детьми (в том числе усыновлёнными), супругами детей, родителями (в том числе приёмными), супругами родителей, бабушкой, дедушкой, внуками.

Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, на практике, нам удавалось оформить статус сопровождающего члена семьи ВКС для других лиц, имеющих родственные связи с ВКС.

Другим вопросом, часто встречающимся на практике, является вопрос возможности трудоустройства в России сопровождающих членов семьи ВКС.

Нормы миграционного законодательства, регулирующие вопрос подачи уведомлений, были изменены с 1 января 2015 года (см. п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Работодатель должен подать, во-первых, уведомление заключении / расторжении трудового договора с иностранным гражданином (ранее закон устанавливал множество других случаев, когда нужно было подавать уведомление), во-вторых, только в миграционные органы (ранее уведомления подавались в налоговые органы и в органы занятости населения).

В различных регионах России миграционные органы предъявляют различные требования к предмету уведомления (о наступлении какого события необходимо уведомить миграционные органы), как применяется данная норма к высококвалифицированным специалистам и другим категориям иностранных работников.

Патент - документ, который, по общему правилу, получают иностранные граждане, въезжающие в Россию в безвизовом порядке, для того, чтобы работать в России.

Срок действия патента определяется количеством авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, уплаченных иностранным работником.

Процедура оформления патента имеет целый ряд особенностей по сравнению с общей процедурой оформления разрешения на работу. В настоящее время в правоприменительной практике наибольшие вопросы вызывают следующие аспекты:

  • возврат уплаченных иностранным работником авансовых взносов по налогу на доходы физических лиц;
  • правовой статус членов семьи иностранных граждан, трудящихся на основании патента, и их постановка на миграционный учёт;
  • миграционный учёт иностранных граждан, трудящихся на основании патента, на длительный срок, в зависимости от суммы внесённых авансовых платежей.

Миграционная карта – документ, который служит для контроля за временным пребыванием иностранных граждан в России и, прежде всего, подтверждения цели въезда. Для иностранных граждан, въехавших в Россию в безвизовом порядке, миграционная карта – это документ, подтверждающий сроки временного пребывания (так как в данном случае отсутствует виза).

Потеря или повреждение миграционной карты может осложнить как выезд из России, так и в целом пребывание на российской территории. В то же время, потерянная или повреждённая миграционная карта может быть восстановлена.

29 мая 2014 года главы Беларуси, России и Казахстана подписали договор о Евразийском экономическом союзе. В 2015 году к договору присоединились Армения и Киргизия.

Договор предполагает экономическую интеграцию стран-участниц и, помимо многих других положений, содержит нормы, регулирующие вопросы трудовой миграции.

Таким образом, граждане:

  • Армении;
  • Беларуси;
  • Казахстана;
  • Киргизии,

въезжающие в Россию с целью осуществления трудовой деятельности, должны быть трудоустроены на основании положений данного договора.

Следует отметить, что договор регулирует только вопросы трудовой миграции, тогда как другие миграционные вопросы регулируются либо другими международными договорами, либо национальным законодательством стран-участниц.

Вид на жительство – документ, предоставляющий право проживания в России и позволяющий в дальнейшем претендовать на получение гражданства Российской Федерации.

В последнее время увеличилось внимание работодателей и иностранных работников, являющихся высококвалифицированными специалистами (сопровождающими членами семьи высококвалифицированных специалистов), к возможности получить вид на жительство в упрощённом порядке. Несмотря на то, что получение вида на жительство в данном случае ухудшит положение высококвалифицированного специалиста (сопровождающего члена семьи) с налоговой точки зрения, в ряде случаев, получение вида на жительство может быть целесообразным для данной категории иностранных граждан.

Помимо общего порядка получения вида на жительство, который весьма сложен, в некоторых случаях российское законодательство и международные договоры, заключенные Россией, позволяют получить вид на жительство в упрощённом порядке.

При направлении иностранного работника в Россию и оформлении с ним трудовых отношении в соответствии с российским законодательством возникает вопрос выплаты заработной платы (как российской, так зарубежной, последней - в случае сохранения трудовых отношений за рубежом).

Российское миграционное и трудовое законодательство определяет минимальный размер заработной платы, который должен выплачиваться в том или ином случае. Например, для высококвалифицированных специалистов минимальный размер заработной платы (должностного оклада) составляет 167 000 руб. в месяц 

Следует отметить, что в подобных случаях не последнюю роль играют вопросы налогообложения заработной платы иностранных работников, налогообложения работодателя.

При направлении персонала в Россию первостепенным вопросом является выбор приглашающей (принимающей) стороны для иностранных граждан.

Далее необходимо выбрать тип визы.

В случае оформления трудовых отношений с иностранным работником в России важным представляется вопрос выплаты заработной платы (как российской, так зарубежной, последней - в случае сохранения трудовых отношений за рубежом).

Следует отметить, что в подобных случаях не последнюю роль играют вопросы налогообложения заработной платы иностранных работников, а также налогообложения работодателя.

Деловая виза (на английском языке - «business visa») – документ, определяющий сроки временного пребывания в России для иностранного гражданина, въезжающего в Россию в визовом порядке с соответствующей целью.  Деловая виза является гибким инструментом, позволяющим иностранным гражданам в соответствии с законодательством осуществлять на территории России определенную деятельность без оформления разрешения на работу и получения рабочей визы.

По общему правилу, деловая виза выдается на срок до одного года и позволяет держателю визы осуществлять деловые поездки на территорию Российской Федерации, а в определенных случаях деловая виза может быть выдана на значительно более долгий срок.

При использовании деловых виз необходимо, руководствуясь миграционным законодательством и практикой миграционных органов, разработать оптимальную концепцию получения таких виз иностранными гражданами и осуществления въезда, деятельности на территории России. 

В структуре Управлений по вопросам миграции ГУ МВД России в том или ином регионе России (например, в г. Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области) есть Отделы по организации иммиграционного контроля.

Отделы иммиграционного контроля проводят как плановые, так и внеплановые проверки работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу (статья 32 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Как правило, в ходе плановой проверки миграционные органы запрашивают перечень документов, которые должны быть предоставлены работодателем.

В дальнейшем работодателю будет необходимо сформировать пакет документов, подать его в миграционные органы, вести переговоры с миграционными органами, участвовать в составлении документов, оформляемых по итогам проверки.

В ходе проведения проверочных мероприятий работники миграционных органов из Отдела по организации иммиграционного контроля имеют полномочия как выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, так и составлять протоколы об административных правонарушениях.

Обжалование решений и предписаний миграционных органов может осуществляться как в досудебном (административном), так и в судебной порядке.

В случае открытия производства по делу об административном правонарушении работодатель имеет право привлечь защитника (представителя), представлять доказательства и ходатайства, реализовывать другие права, - в общем, осуществлять свою защиту и способствовать прекращению административного производства (если невозможно – снижению ответственности).

Пожалуйста, обратите внимание, что при обжаловании решений и постановлений миграционных органов в судебном порядке очень важно соблюсти сроки подачи заявления в суд.

Направление граждан Российской Федерации на работу в зарубежные подразделения Вашей организации или дочерние иностранные компании сопряжено с необходимостью соблюсти как нормы миграционного законодательства, принятые в стране, где находится принимающая сторона, так и, в некоторых случаях, нормы российского миграционного законодательства.

Например, российское законодательство устанавливает обязанность для российских граждан уведомить о наличии двойного гражданства иностранного государства, вида на жительство, или иного документа, предоставляющего право проживания в иностранном государстве.

Выбор такой крупной международной фирмы как PwC Legal, у которой есть специалисты по миграционному праву во многих юрисдикциях, может быть оптимальным решением с точки зрения вопросов соблюдения миграционного законодательства других юрисдикций.

[Предлагается вставить текст, который имеется в секции 3, новости под номером 4]

Всемирная торговая организация (далее - ВТО) – это международная организация, объединяющая большинство государств мира и стремящаяся к взаимному упрощению условий торговли государствами-участниками.

Российское миграционное законодательство устанавливает упрощённую процедуру оформления разрешительных миграционных документов для иностранных граждан, работающих в компаниях, местом регистрации которых является страна-участница ВТО, при направлении на работу в российский филиал, представительство или дочернюю организацию своей компании в России.

В 2015 году в России был принят Федеральный закон № 212-ФЗ от 13 июля 2015 года «О свободном порте Владивосток» и резидентам свободного порта Владивосток предоставили преимущества в различных сферах предпринимательской деятельности, включая упрощенный порядок приёма на работу иностранных граждан.

Внедрение предусмотренных законодательством преференций на практике происходит с задержками, что относится как к упрощённому порядку получения миграционных разрешительных документов, так и к возможности посещения территории порта в упрощённом визовом режиме на 8 (восемь) дней (на основании электронной визы).

Карта деловых поездок в страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества дает право на деловые поездки в страны-участницы АТЭС, устраняя тем самым необходимость получения деловых виз в каждую из стран по отдельности.

Карта действует в течении 5 (пяти) лет с момента выдачи, но не более срока действия паспорта, на который она была выдана.

Порядок выдачи карт для деловых поездок регулируется Рамочным соглашением о применении Деловых карт АТЭС (на английском языке – «The APEC Business Travel Card Operating Framework»). Россия присоединилась к Соглашению путём Сообщения Министерства иностранных дел Российской Федерации от 16 мая 2013 года.

В России содействие в оформлении карты деловых поездок АТЭС оказывает Торгово-промышленная палата Российской Федерации

В связи с проведением Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в отношении определенных категорий иностранных граждан, имеющих отношение к проведению чемпионата или участию в нём, российское миграционное законодательство предоставляет некоторые преференции. Например, упрощен порядок въезда и пребывания на территории России, выдачи разрешительных миграционных документов. 

Одновременно, в связи с проведением чемпионата были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Например, было введено требование о постановке на миграционный учет иностранных граждан, прибывающих в города, в которых проводятся соревнования, в течение одного календарного дня, следующего за днём прибытия.

PwC Legal в нескольких регионах России имеет отлаженный механизм подготовки необходимых документов и постановки иностранных граждан на миграционный учёт за один день в условиях повышенной загрузки миграционных органов в период проведения Кубка конфедераций FIFA 2017. 

Если Вашей компании будет интересен опыт специалистов PwC Legal в области миграционного права, особенно в части «жёстких» навыков, то есть практики заполнения определённых документов и их подачи в том или ином регионе России, вопросов применения миграционного законодательства, то вы можете обратиться к нам с вопросами относительно организации обучающих семинаров для персонала Вашей компании.

Контакты

Геннадий Одарич
Управляющий директор, руководитель практики создания компаний, общекорпоративной поддержки и миграционного права
Тел: +7 (495) 232 5758
E-mail

Ксения Дьякова
Старший юрист, практика миграционного права
Тел: +7 (495) 232 5744
E-mail

Иван Попов
Юрист, практика создания компаний, общекорпоративной поддержки и миграционного права
Тел: +7 (812) 326-69-69, доб. 4519
E-mail

Мы в социальных сетях