Налоговый мониторинг и управление налоговыми рисками

В 2016 году вступили в силу положения НК РФ о режиме налогового мониторинга для крупнейших налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг – это взаимовыгодное сотрудничество между бизнесом и налоговыми органами, которое предполагает полную открытость в обмен на освобождение от налоговых проверок.

Преимущества для участников

Получение мотивированного мнения и открытый диалог с налоговыми органами

Уменьшение максимального срока налоговой проверки с 4 лет и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев

Сокращение объема предоставляемых налоговым органам документов

Автоматизация взаимодействия с налоговыми органами

Предупреждение налоговых рисков и устранение неопределенных налоговых позиций

Отсутствие штрафов и пеней

Сокращение затрат в связи с проведением налоговых проверок

  
Ключевые даты

Ключевые даты

Наши услуги

Подготовка к вступлению в налоговый мониторинг и сопровождение участников

Преимущества вступления в налоговый мониторинг

  • Уменьшение максимального срока налоговой проверки с 4 лет и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев за счет отсутствия открытого трехлетнего периода для проведения выездной налоговой проверки.
  • Возможность запрашивать мотивированные мнения по совершенным и планируемым сделкам.
  • Предупреждение рисков ввиду возможности урегулирования вопросов с налоговым органом в онлайн-режиме.
  • Отсутствие штрафов и пеней.
  • Сокращение объема предоставляемых документов с учетом оценки надежности СВК.
  • Сокращение затрат в связи с проведением налоговых проверок.

Оказываемые услуги

  • Оценка целесообразности вступления Налоговый мониторинг.
  • Диагностика готовности компании к вступлению в программу налогового мониторинга (наличие задокументированных рисков и контрольных процедур, наличие свободных трудовых ресурсов компании для подготовки к вступлению и участия).
  • Разработка регламента информационного взаимодействия для налогового мониторинга.
  • Подготовка документов по СВК в соответствии с требованиями налогового мониторинга.
  • Совершенствование СВК, актуализация документов СВК при необходимости 

View more

Автоматизация информационного обмена с налоговым органом

Преимущества автоматизации раскрытия информации

  • Соответствие лучшей практике и передовым способам взаимодействия с ФНС России.
  • Информативное и удобное представление данных.
  • Автоматическое предоставление первичной учетной документации, переход на электронное взаимодействие с налоговым органом.

Оказываемые услуги

  • Анализ ИТ-систем компании для выработки оптимального способа раскрытия информации.
  • Разработка функциональных требований к раскрытию налоговых показателей в информационной системе налогоплательщика и проработка автоматизированных способов отбора и предоставления скан-образов первичной учетной документации.
  • Проработка вопросов юридической значимости обмена информацией.

View more

Совершенствование системы управления рисками и системы внутреннего контроля (СУР и СВК)

Актуальность СВК

  • Налоговый мониторинг основывается на риск-ориентированном подходе. Проверка налогоплательщиков, осуществляемая в рамках налогового мониторинга, планируется в зависимости от результатов анализа системы внутреннего контроля налогоплательщика. Чем надежнее и развитее система внутреннего контроля, тем меньше объем проверок, проводимых в отношении участника налогового мониторинга.
  • Обязательна для участников налогового мониторинга.
  • Позволяет сократить объем проверяемых документов в рамках налогового мониторинга.
  • Позволяет снизить вероятность некорректного расчета налоговых обязательств и начисления штрафов и пеней.

Оказываемые услуги

  • Диагностика хозяйственных операций на предмет наличия налоговых рисков.
  • Подготовка реестра рисков и реестра контрольных процедур. Формирование матрицы рисков и контрольных процедур в соответствии с требованиями ФНС России.
  • Разработка стратегии управления налоговыми рисками, а также внутренних положений компании по СВК.
  • Оценка операционной эффективности СВК.
  • Выработка подхода к документированию рисков и контрольных процедур.

View more

Автоматизация системы управления рисками и системы внутреннего контроля

Чем полезна автоматизация системы управления рисками?

  • Обеспечение уверенности в выполнении всех контрольных процедур.
  • Регламентация процессов и закрепление ответственности за конкретными участниками бизнес-процесса.
  • Фиксирование «следов» и документирование контрольных процедур, а также ведение статистики и проведение оценки эффективности СВК.
  • Повышение эффективности операционной деятельности.

Оказываемые услуги

  • Проработка архитектуры автоматизированного решения и структуры взаимосвязей налоговых рисков, контрольных процедур и показателей налоговой отчетности.
  • Разработка функциональных требований к автоматизированному решению для реализации СВК и требований к интеграции с системой для раскрытия информации в рамках налогового мониторинга в части раскрытия информации об СВК.
  • Разработка автоматизированных контрольных процедур.
  • Разработка требований к документированию «следов» выполнения контрольных процедур.
  • Разработка требований к возможностям мониторинга и оценки эффективности СВК.
  • Разработка требований к распределению полномочий и обязанностей.

View more

Для подачи заявления о проведении налогового мониторинга требуется подготовка регламента информационного взаимодействия и положения о системе внутреннего контроля.

Налоговый мониторинг основывается на риск-ориентированном подходе. Проверка налогоплательщиков, осуществляемая в рамках налогового мониторинга, планируется в зависимости от результатов анализа системы внутреннего контроля налогоплательщика. Чем надежнее и развитее система внутреннего контроля, тем меньше объем проверок, проводимых в отношении участника налогового мониторинга.

Налоговый обзор от экспертов PwC

Взаимодействие с налоговым органом осуществляется посредством обмена информацией через оператора ЭДО или путем предоставления доступа к информационным системам налогоплательщика, в которых реализованы автоматизированные способы раскрытия информации. С 2018 года наличие системы внутреннего контроля становится обязательным требованием. В рамках проведения налогового мониторинга налоговым органом проводится оценка системы внутреннего контроля (СВК) участников программы.

Для повышения эффективности СВК и обеспечения систематизации рисков и контрольных процедур, а также возможности проведения оценки эффективности контрольных процедур применяются различные средства автоматизации.

• Заявление о проведении налогового мониторинга.
• Регламент информационного взаимодействия.
• Информация об участниках, доля участия которых составляет более 25 процентов.
• Учетная политика для целей налогообложения.
• Внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации
• Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составляемая в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), при наличии у организации обязанности по ее составлению.

Документы, необходимые для представления в налоговые органы

 

 

 

Наш опыт

Мы участвуем в развитии налогового мониторинга в России с 2012 года совместно с нашими клиентами и налоговыми органами, в частности:

нами был проанализирован международный опыт по осуществлению налогового мониторинга, его развитию в странах, где применяются данные правила (например, в Нидерландах, Великобритании и т. д.), а также разработан подход к осуществлению налоговых проверок;

мы активно участвовали в подготовке законопроекта по налоговому мониторингу. В частности, мы сформулировали требования к предоставляемой информации о системе внутреннего контроля, которые легли в основу требований к регламенту информационного взаимодействия (глава III) (Приказ ФНС России от 07.05.2015 № ММВ-7-15/184@);

мы разработали программный продукт для диагностики системы внутреннего налогового контроля компании (ATICS) и внедрили его для одной из компаний-клиентов, а также продемонстрировали его в ФНС России.

Форма налогового контроля, предполагающая расширенное информационное взаимодействие налогоплательщика и налогового органа для обеспечения правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Система внутреннего налогового контроля, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на выявление, оценку и управление налоговыми рисками, а также мониторинг результативности применяемых контрольных процедур.

Совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговым органом в отношении налогоплательщика с целью проверки правильности исчисления и уплаты налоговых и страховых платежей и обязательных сборов.

Информационная система, позволяющая осуществлять систематический сбор, анализ и оценку рисков, в отношении которых проводятся контрольные процедуры и ведется мониторинг эффективности СВНК.

Методика управления рисками организации, разработанная Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO), определяющая подход к построению СУР.

Методика осуществления внутреннего контроля в организации, разработанная Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO), определяющая подход к построению СВК.

Система внутреннего контроля, представляющая собой комплекс элементов, обеспечивающих проведение контрольных процедур с целью управления рисками компании. Средства внутреннего контроля могут быть реализованы в автоматической системе управления рисками.

Вероятность наступления обстоятельств, которые могут привести к ухудшению налоговой позиции общества, в частности к увеличению налоговых обязательств или начислению штрафных санкций. Для предупреждения и управления налоговыми рисками компаниями разрабатываются средства налогового контроля.

Порядок проведения налогового мониторинга и требования к его участникам регламентированы следующими законодательными документами:

  • Раздел V.2. «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» части первой НК РФ; 
  • Приказ ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».
  • Переход на новый режим осуществляется организациями в добровольном порядке;
  • Сумма начисленных налогов организации (НДС, НДПИ, акцизов, налога на прибыль организаций) за предыдущий год должна составлять не менее 300 млн рублей;
  • Сумма доходов организации по бухгалтерской отчетности за предыдущий год должна составлять не менее 3 млрд рублей;
  • Совокупная стоимость активов организации на 31 декабря предыдущего года должна составлять не менее 3 млрд рублей.

{{filterContent.facetedTitle}}

{{contentList.dataService.numberHits}} {{contentList.dataService.numberHits == 1 ? ' ' : ' '}}
{{contentList.loadingText}}

Контакты

Екатерина Рябова
Партнер, руководитель отдела по развитию налоговой функции, подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности и ведению учета, PwC Россия
Тел: +7 (495) 232 5524
E-mail

Андрей Черненко
Директор, услуги по развитию налоговой функции, подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности и ведению учета , PwC Россия
Тел: +7 (495) 223 5129
E-mail

Мы в социальных сетях