Налоговый мониторинг и управление налоговыми рисками

В 2016 году вступили в силу положения НК РФ о режиме налогового мониторинга для крупнейших налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг – это взаимовыгодное сотрудничество между бизнесом и налоговыми органами, которое предполагает полную открытость в обмен на освобождение от налоговых проверок.

Преимущества для участников

Получение мотивированного мнения и открытый диалог с налоговыми органами

Уменьшение максимального срока налоговой проверки с 4 лет и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев

Сокращение объема предоставляемых налоговым органам документов

Автоматизация взаимодействия с налоговыми органами

Предупреждение налоговых рисков и устранение неопределенных налоговых позиций

Отсутствие штрафов и пеней

Сокращение затрат в связи с проведением налоговых проверок

  
Ключевые даты

Ключевые даты

Наши услуги

Подготовка к вступлению в налоговый мониторинг и сопровождение участников

Преимущества вступления в налоговый мониторинг

  • Уменьшение максимального срока налоговой проверки с 4 лет и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев за счет отсутствия открытого трехлетнего периода для проведения выездной налоговой проверки.
  • Возможность запрашивать мотивированные мнения по совершенным и планируемым сделкам.
  • Предупреждение рисков ввиду возможности урегулирования вопросов с налоговым органом в онлайн-режиме.
  • Отсутствие штрафов и пеней.
  • Сокращение объема предоставляемых документов с учетом оценки надежности СВК.
  • Сокращение затрат в связи с проведением налоговых проверок.

Оказываемые услуги

  • Оценка целесообразности вступления Налоговый мониторинг.
  • Диагностика готовности компании к вступлению в программу налогового мониторинга (наличие задокументированных рисков и контрольных процедур, наличие свободных трудовых ресурсов компании для подготовки к вступлению и участия).
  • Разработка регламента информационного взаимодействия для налогового мониторинга.
  • Подготовка документов по СВК в соответствии с требованиями налогового мониторинга.
  • Совершенствование СВК, актуализация документов СВК при необходимости 

View more

Автоматизация информационного обмена с налоговым органом

Преимущества автоматизации раскрытия информации

  • Соответствие лучшей практике и передовым способам взаимодействия с ФНС России.
  • Информативное и удобное представление данных.
  • Автоматическое предоставление первичной учетной документации, переход на электронное взаимодействие с налоговым органом.

Оказываемые услуги

  • Анализ ИТ-систем компании для выработки оптимального способа раскрытия информации.
  • Разработка функциональных требований к раскрытию налоговых показателей в информационной системе налогоплательщика и проработка автоматизированных способов отбора и предоставления скан-образов первичной учетной документации.
  • Проработка вопросов юридической значимости обмена информацией.

View more

Совершенствование системы управления рисками и системы внутреннего контроля (СУР и СВК)

Актуальность СВК

  • Налоговый мониторинг основывается на риск-ориентированном подходе. Проверка налогоплательщиков, осуществляемая в рамках налогового мониторинга, планируется в зависимости от результатов анализа системы внутреннего контроля налогоплательщика. Чем надежнее и развитее система внутреннего контроля, тем меньше объем проверок, проводимых в отношении участника налогового мониторинга.
  • Обязательна для участников налогового мониторинга.
  • Позволяет сократить объем проверяемых документов в рамках налогового мониторинга.
  • Позволяет снизить вероятность некорректного расчета налоговых обязательств и начисления штрафов и пеней.

Оказываемые услуги

  • Диагностика хозяйственных операций на предмет наличия налоговых рисков.
  • Подготовка реестра рисков и реестра контрольных процедур. Формирование матрицы рисков и контрольных процедур в соответствии с требованиями ФНС России.
  • Разработка стратегии управления налоговыми рисками, а также внутренних положений компании по СВК.
  • Оценка операционной эффективности СВК.
  • Выработка подхода к документированию рисков и контрольных процедур.

View more

Автоматизация системы управления рисками и системы внутреннего контроля

Чем полезна автоматизация системы управления рисками?

  • Обеспечение уверенности в выполнении всех контрольных процедур.
  • Регламентация процессов и закрепление ответственности за конкретными участниками бизнес-процесса.
  • Фиксирование «следов» и документирование контрольных процедур, а также ведение статистики и проведение оценки эффективности СВК.
  • Повышение эффективности операционной деятельности.

Оказываемые услуги

  • Проработка архитектуры автоматизированного решения и структуры взаимосвязей налоговых рисков, контрольных процедур и показателей налоговой отчетности.
  • Разработка функциональных требований к автоматизированному решению для реализации СВК и требований к интеграции с системой для раскрытия информации в рамках налогового мониторинга в части раскрытия информации об СВК.
  • Разработка автоматизированных контрольных процедур.
  • Разработка требований к документированию «следов» выполнения контрольных процедур.
  • Разработка требований к возможностям мониторинга и оценки эффективности СВК.
  • Разработка требований к распределению полномочий и обязанностей.

View more

Для подачи заявления о проведении налогового мониторинга требуется подготовка регламента информационного взаимодействия и положения о системе внутреннего контроля.

Налоговый мониторинг основывается на риск-ориентированном подходе. Проверка налогоплательщиков, осуществляемая в рамках налогового мониторинга, планируется в зависимости от результатов анализа системы внутреннего контроля налогоплательщика. Чем надежнее и развитее система внутреннего контроля, тем меньше объем проверок, проводимых в отношении участника налогового мониторинга.

Налоговый обзор от экспертов PwC

Взаимодействие с налоговым органом осуществляется посредством обмена информацией через оператора ЭДО или путем предоставления доступа к информационным системам налогоплательщика, в которых реализованы автоматизированные способы раскрытия информации. С 2018 года наличие системы внутреннего контроля становится обязательным требованием. В рамках проведения налогового мониторинга налоговым органом проводится оценка системы внутреннего контроля (СВК) участников программы.

Для повышения эффективности СВК и обеспечения систематизации рисков и контрольных процедур, а также возможности проведения оценки эффективности контрольных процедур применяются различные средства автоматизации.

• Заявление о проведении налогового мониторинга.
• Регламент информационного взаимодействия.
• Информация об участниках, доля участия которых составляет более 25 процентов.
• Учетная политика для целей налогообложения.
• Внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации
• Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составляемая в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), при наличии у организации обязанности по ее составлению.

Документы, необходимые для представления в налоговые органы

 

 

 

Наш опыт

Мы участвуем в развитии налогового мониторинга в России с 2012 года совместно с нашими клиентами и налоговыми органами, в частности:

нами был проанализирован международный опыт по осуществлению налогового мониторинга, его развитию в странах, где применяются данные правила (например, в Нидерландах, Великобритании и т. д.), а также разработан подход к осуществлению налоговых проверок;

мы активно участвовали в подготовке законопроекта по налоговому мониторингу. В частности, мы сформулировали требования к предоставляемой информации о системе внутреннего контроля, которые легли в основу требований к регламенту информационного взаимодействия (глава III) (Приказ ФНС России от 07.05.2015 № ММВ-7-15/184@);

мы разработали программный продукт для диагностики системы внутреннего налогового контроля компании (ATICS) и внедрили его для одной из компаний-клиентов, а также продемонстрировали его в ФНС России.

Форма налогового контроля, предполагающая расширенное информационное взаимодействие налогоплательщика и налогового органа для обеспечения правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Система внутреннего налогового контроля, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на выявление, оценку и управление налоговыми рисками, а также мониторинг результативности применяемых контрольных процедур.

Совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговым органом в отношении налогоплательщика с целью проверки правильности исчисления и уплаты налоговых и страховых платежей и обязательных сборов.

Информационная система, позволяющая осуществлять систематический сбор, анализ и оценку рисков, в отношении которых проводятся контрольные процедуры и ведется мониторинг эффективности СВНК.

Методика управления рисками организации, разработанная Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO), определяющая подход к построению СУР.

Методика осуществления внутреннего контроля в организации, разработанная Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO), определяющая подход к построению СВК.

Система внутреннего контроля, представляющая собой комплекс элементов, обеспечивающих проведение контрольных процедур с целью управления рисками компании. Средства внутреннего контроля могут быть реализованы в автоматической системе управления рисками.

Вероятность наступления обстоятельств, которые могут привести к ухудшению налоговой позиции общества, в частности к увеличению налоговых обязательств или начислению штрафных санкций. Для предупреждения и управления налоговыми рисками компаниями разрабатываются средства налогового контроля.

Порядок проведения налогового мониторинга и требования к его участникам регламентированы следующими законодательными документами:

  • Раздел V.2. «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» части первой НК РФ; 
  • Приказ ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».
  • Переход на новый режим осуществляется организациями в добровольном порядке;
  • Сумма начисленных налогов организации (НДС, НДПИ, акцизов, налога на прибыль организаций) за предыдущий год должна составлять не менее 300 млн рублей;
  • Сумма доходов организации по бухгалтерской отчетности за предыдущий год должна составлять не менее 3 млрд рублей;
  • Совокупная стоимость активов организации на 31 декабря предыдущего года должна составлять не менее 3 млрд рублей.

Полезные ссылки

К. Никитин, Д. Жинкин, А. Мочалин, Д. Маслов для журнала «Налоговая политика и практика»

«Горизонтальный мониторинг —новая форма налогового контроля. Варианты реализации» // К. М. Никитин, Д. В. Жинкин, А. Ю. Мочалин, И. Д. Маслов

Start adding items to your reading lists:
or
Save this item to:
This item has been saved to your reading list.

Налоговый мониторинг: новые формы документов

Приказом ФНС России от 21 апреля 2017 г. № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, необходимых для целей налогового мониторинга, процедура осуществления которого установлена Разделом V.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Краткая информация по этому вопросу была доведена посредством новостного обзора ранее. Формы документов, утвержденные Приказом, вступили в силу с 4 июля 2017 года.

Start adding items to your reading lists:
or
Save this item to:
This item has been saved to your reading list.

Контакты

Екатерина Рябова
Партнер, руководитель отдела по развитию налоговой функции, подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности и ведению учета , PwC Россия
Тел: +7 (495) 232 5524
E-mail

Андрей Черненко
Директор, услуги по развитию налоговой функции, подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности и ведению учета , PwC Россия
Тел: +7 (495) 223-5129
E-mail

Мы в социальных сетях