Open Banking (Open API)

В последние годы активная цифровая трансформация изменила финансовую отрасль. Основной акцент инвестиций направлен на то, чтобы качественнее обслуживать клиентов, не забывая при этом о рисках, связанных с мошенническими действиями в отношении клиентов, а также кибербезопасностью. Мировые тенденции показывают, что клиенты банков хотят и ждут от финансовых организаций больше контроля над их данными.

Open Banking появился именно с целью дать клиентам банков и других финансовых организаций полный контроль над их данными, в то же время улучшая конкурентную среду и позволяя получать доступ к разнообразным финансовым продуктам онлайн. Многие страны уже адаптировали либо сам стандарт Open Banking, либо его модификации (напр. PSD2). Российская Федерация также близка к этому, многие официальные лица уже активно обсуждают его, а технологии (в России называют их Open API) активно применяются в ведущих «цифровых» финансовых организациях.

Open Banking дает огромные возможности для крупнейших игроков Российского финансового рынка. Небольшие финтех организации превращаются из «заноз» рынка в партнеров, которые могут принести прибыль и новых клиентов. Банки должны рассматривать такое партнёрство как возможность быстро запустить новые инновационные продукты, привлечь еще больше клиентов, при этом контролируя стоимость и риски.

Мы представляем вашему вниманию несколько сценариев реализации Open Banking:

Клиент банка может авторизовать стороннюю организацию собирать данные о его транзакциях по счету, основываясь на данной информации сторонняя организация через онлайн-платформу банка может предоставить клиенту необходимый отчет.

Клиент банка может авторизовать стороннюю организацию проводить платежи. К примеру, организация осуществляет оплату всех коммунальных платежей, выдавая клиенту детальный отчет и статистику.

Клиент банка решил поменять банк, в котором будет обслуживаться. Это возможно сделать онлайн, без необходимости идти в отделение банка. При этом все данные о клиенте удаляются из банка, откуда клиент ушел.

С одной стороны, эти сценарии выглядят просто, сложность же появляется, когда банки пытаются технически реализовать данные сценарии. Поэтому переход должен проходить последовательно, в соответствии с правильной стратегией. Стратегия, которую PwC рекомендует для финансовых организаций, планирующих переход на Open Banking:

  • Думать об этом уже сейчас. Понимать и влиять на регуляторы, оценивать сценарии, которые регуляторы планируют воплотить в жизнь. Начать нарабатывать партнёрскую базу, создавать бизнес-процессы быстрой и качественной работы с партнерами. Провести аудит и определить, где и как хранятся клиентские данные, проанализировать системы, в которых хранятся клиентские данные с точки зрения ожидаемых сценариев работы.
  • Оценить свои возможности.  Взяв потенциальные сценарии работы за основу, прибавив к ним возможности организации, разработать стратегию развития и движения в сторону Open Banking.
  • Адаптировать новые пути работы с клиентами. Понимать свои слабости, именно в этих областях стоит искать партнёрства, это наиболее быстрый способ их покрыть в эпоху Open Banking. Нацеливаться на ‘best in class’ сервисы, средне- и низко- качественные финансовые услуги не выживут в условиях open banking.
  • Инвестировать в будущее. Снижать зависимость от устаревшей инфраструктуры и приложений. Развивать человеческих потенциал. Развивать бизнес-процессы. Не боятся проблем кибер-безопасности и утечек данных, а быть впереди этих проблем, успешно управляя рисками. Снижать статистику мошенничеств за счет решений цифровой идентичности.
  • Предвосхитить действия конкурентов. Захватывать лидерство в различных сегментах – экспериментируя, и стараясь вводить быстро инновационные продукты.
  • Держаться курса, и не замедлятся. Выбирать долгосрочную модель развития, которая оптимизирует текущие продукты, поставит фокус на клиента, и поможет продолжать развивать сервисы в условиях жесткой конкуренции в индустрии.

Наша команда подходит к данному вопросу со стороны трех экосистем – технологической (должны быть технологии поддерживающие переход), операционной (должны быть процессы адаптированные к новому стандарту) и HR (должны быть таланты которые смогут работать в новых условиях), помогая осуществить трансформацию финансовой организации в сторону современных моделей бизнеса, которые активно применяются во всём мире.

Контакты

Виталий Соколов

Виталий Соколов

Партнер отдела анализа и контроля рисков, лидер практики по оказанию услуг в области кибербезопасности, PwC в России

Тел: +7 (495) 967 6153

Михаил Курзин

Михаил Курзин

Директор, практика по оказанию услуг в области кибербезопасности, PwC в России

Тел: +7 (495) 223 5040

Павел Николаев

Павел Николаев

Старший менеджер, практика по оказанию услуг в области кибербезопасности, руководитель направления цифровой идентичности, PwC в России

Тел: +7 (495) 223 5045

Мы в социальных сетях